Источники жизнеописания архимандрита Августина (Судоплатова)

Частное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр духовно-нравственного воспитания «БоголепЪ»

 

 

Исследовательская работа

«Тайна одного портрета»

(из биографии архимандрита Августина (Судоплатова)

Выполнила:

обучающаяся СХМ «Радужный мир»

ЧОУ ДО ЦДНВ «БоголепЪ»

Трусова Ксения

Научный руководитель:

педагог дополнительного образования

Шутько Н.Ф.

 

Астрахань – 2016

Оглавление

Содержание работы Стр.
Введение. 3
Глава 1. Учитель – воин - архимандрит. 5
1.1. Источники жизнеописания архимандрита Августина (Судоплатова). 5
1.2. Необычная судьба школьного учителя. 7
Глава 2. Артефакты удивительной жизни. 10
2.1. Портрет. 10
2.2. Фотографии. 11
2.3. Книги. 14
2.4. Орден. 15
2.5. Могила. 16
Заключение. 17
Список литературы. 19
Приложения.  

 

 

 

Введение

Самым непростым и неоднозначным временем в истории Русской Православной Церкви был советский период. Много ещё предстоит узнать и изучить из того, что порой совсем рядом с нами, но пока не получило должного внимания и ждёт своего исследования.

В Иоанно-Предтеченский монастырь для создания музея истории Церкви в Астрахани принесли скромный пакет с вещами священнослужителя и большой, написанный маслом портрет, в правом углу которого было написано: «Большаков. Москва 1972». Родственники, передавшие эти вещи через третьих лиц, к сожалению, не пожелали встретиться для общения. Было только сообщено, что это портрет известного человека, архимандрита Августина (Судоплатова), который имел некоторое отношение к Иоанно-Предтеченскому монастырю.

Торжественность картины и облик изображённого на ней свидетельствовали о том, что это явно официальный портрет для особого случая и человек, изображённый на нём, занимал важное место в иерархии священства.

Перед нами встала цель: обосновать достоверность принадлежности представленных в музей артефактов архимандриту Августину (Судоплатову).   

Объект исследования – биография архимандрита Августина (Судоплатова).

Предмет исследования – артефакты, переданные в историко-краеведческий музей Иоанно-Предтеченского монастыря.

  Рабочая гипотеза состоит в том, что если представленные вещи принадлежат архимандриту Августину (Судоплатову), то они должны соответствовать фактам его биографии.

   Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы в исследовании решались следующие задачи:

- выявить даты важных моментов его жизни; точность опубликованного материала;

- найти достоверные данные биографии архимандрита Августина (Судоплатова);

- определить место захоронения архимандрита Августина (Судоплатова);

 - людей, знакомых с ним;

- проследить логику появления в жизни архимандрита Августина (Судоплатова) тех или иных вещей;

- обратить внимание общественности на выдающуюся личность в истории Русской православной Церкви середины прошлого века архимандрита Августина (Судоплатова).

   Практическая значимость работы. Результаты исследований данной работы могут быть использованы:  

- для определения исторической достоверности музейных экспонатов;

- для выявления новых фактов в истории Православной Церкви;

- для восстановления памяти о выдающейся личности в истории Русской Православной Церкви – архимандрите Августине (Судоплатове).

Методы исследования:

1) изучение и обобщение литературы,

2) анализ опубликованных (печатных) источников,

3) анализ архивных документов (в т.ч. личного архива),

4) анализ фотографий, карты,

5) искусствоведческий анализ картины,

6) описание вещевых материалов, погребения.

   Цели и задачи определили структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

  Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цель и задачи, указываются методы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость работы.

 Первая глава «Учитель – воин – архимандрит»посвящена изучению биографии архимандрита Августина (Судоплатова).

  В первом параграфе первой главы «Источники жизнеописания архимандрита Августина (Судоплатова)» анализируются опубликованные источники по биографии архимандрита Августина (Судоплатова).

Во втором параграфе первой главы «Необычная судьба школьного учителя» проводится анализ исторических данных жизни архимандрита Августина (Судоплатова).

Вторая глава «Артефакты удивительной жизни».

   В первом параграфе второй главы «Портрет» проводится исследование по факту изображения архимандрита Августина

(Судоплатова) на данной картине.

   Во втором параграфе второй главы «Фотографии» проводится исследование по фактам исторических событий, изображенных на данных фотоснимках.

В третьем параграфе второй главы «Книги» исследуется закономерность нахождения данных книг в библиотеке архимандрита.

В четвертом параграфе второй главы «Орден» проводится исследование награды для священнослужителей ордер Святого Равноапостольного князя Владимира 2-ой степени.

В пятом параграфе второй главы «Могила» проводится исследование по месту захоронения архимандрита Августина (Судоплатова).

В Заключении сформулированы основные выводы и обобщена центральная мысль настоящей работы, которая подтверждает гипотезу исследования.

Глава 1. Учитель – воин - архимандрит

Источники жизнеописания архимандрита Августина (Судоплатова)

Опубликованных материалов о жизни архимандрита Августина (Судоплатова) немного и не все они достоверны.

В основу нашего биографического исследования легли четыре публикации, данные Государственного архива Астраханской области и косвенные материалы, так или иначе связанные с периодом жизни нашего героя.

Во-первых, на сайте Открытой православной энциклопедии «Древо» мы обнаружили историческую справку об интересующем нас лице. Здесь же был помещён портрет архимандрита в облачении и с посохом. Из справки мы узнали, что в 1955 году он был пострижен в монашество с наречением имени Августин. В справке указано, что до пострига К.С. Судоплатов исполнял обязанности секретаря епископа Псковского и Порховского Иоанна (Разумова). Известно, что в Советской России на тот период единственным действующим монастырём оставался мужской Псково-Печерский монастырь.

Следовательно, принять постриг мужчина мог только в этом монастыре. Мы обратились на сайт монастыря. Эти предположения косвенно были подтверждены подлинной автобиографией Судоплатова Константина Степановича, которая размещена на сайте Псково-Печерского монастыря[1]. Копия документа от 29 марта 1955 года была заверена исполнявшим обязанности наместника игуменом Киприяном, но почему-то не подписана Судоплатовым, хранится в архиве обители. По стилю изложения и по подписи было понятно, что писал автобиографию пока ещё светский человек.  

Следовательно, постриг не мог произойти ранее 29 марта 1955 года. Константин Степанович подробно рассказывает о своей жизни в Астрахани, о годах учёбы и учительства, об участии в Великой Отечественной войне, о военных наградах. Особое внимание в автобиографии уделяется влиянию на формирование личности молодого человека Русской Православной Церкви, формированию его христианского мировоззрения.

В подшивке областной газеты «Волга» за 1946 год нами была обнаружена статья корреспондента П.Какичева, в которой жёстко критикуются методы работы школьного инспектора К.С.Судоплатова[2].

Другим очень скромным свидетельством деятельности уже архимандрита Августина в должности начальника Миссии Русской Православной Церкви в Иерусалиме было всего два предложения в книге протоиерея Александра Трубникова: «Архимандрит Августин наладил добрые отношения со всеми церковными и гражданскими властями. Это позволило ему устраивать в Троицком Соборе торжественные Богослужения, на которых служил сам Патриарх и присутствовали представители дипломатического Корпуса, штаб ООН, представители духовенства римо-католиков и других вероисповеданий и даже Советский посол при Израиле»[3].

 Такая удивительная судьба и такая скудность информации в справочных источниках!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: