Рабочая программа
«Говорушка»
д ля детей от 2 до 3 лет
сроки реализации: 1 нормативный срок: 03.10.2017-19.01.2018 г;
2 нормативный срок: 23.01.2018-18.05.2018 г.
Составитель:
Белякова Е.М.,
учитель-логопед
Курагино,
2017 – 2018 уч.год.
Пояснительная записка
Актуальность и перспективность
Предлагаемая программа является логопедической коррекционно-развивающей программой дополнительного образования и адресована учителям-логопедам, работающим с детьми раннего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Программа направлена на решение проблем повышения эффективности организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Ленина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.
Углубленная разработка основного содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей становится на сегодняшний день одним из стратегических направлений развития детской логопедии.
У детей раннего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи (ОНР) представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему.
Ю.А. Разенкова, Е. И. Левина, О.Е. Громова считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Следовательно, в современной ситуации перед учителями-логопедами встают основополагающие задачи:
- своевременного выявления детей с ОВЗ;
- проведение логодиагностического исследования с целью определения содержания и методов коррекционного воздействия;
- индивидуализации коррекционно-развивающих программ;
- организации логопедического сопровождения ребенка в рамках выбранного образовательного маршрута.
Программа является модифицированной и базируется на методических материалах: Ю.А. Разенковой, О.А. Закревской «Развивайся, малыш!» 2007г.; О.Е. Громовой «Методика формирования начального детского лексикона» 2007г.; под ред. Н.В. Серебряковой «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» 2009г.
Программа изменена с учетом специфики деятельности учреждения, режима и временных параметров осуществления деятельности. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, результатов усвоения содержания программы, порядок упражнений в программе может меняться, усложняться или упрощаться. Изменение и упрощение программного материала обусловлены низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.
Научные, методологические и методические основания программы
Данная программа подтверждает обоснованность научных и методологических позиций, заложенных в содержание коррекционно-развивающего процесса, и построена на основе разноуровневого подхода к пониманию закономерностей развития речи и личности ребенка.
Основными принципами данного подхода являются:
· Принцип развития. Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому), а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.
· Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.
· Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
· Принцип комплексности. Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Все психические процессы у ребенка память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное. поведение — развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).
· Принцип деятельностного подхода. Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Практическая направленность
В данной программе представлены технологии организации логопедического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации.
Цель и задачи
Цель программы – определение направлений коррекционно-развивающей работы в отношении ребенка с ОВЗ в условиях Центра.
Задачи программы
- выявление речевого уровня развития ребенка;
- проектирование логопедического сопровождения;
- отслеживание динамики развития ребенка в условиях Центра;
- проектирование рекомендаций для организации дальнейшего логопедического сопровождения ребенка в реальных условиях его обучения и воспитания.
Цель коррекционно-развивающих занятий
- развитие речи соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи коррекционно-развивающих занятий
- формирование общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста;
- развитие всех компонентов устной речи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
Реализация данных задач осуществляется через: проведение логопедического обследования детей; оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям и психолого-педагогической поддержки семье на основе партнерских отношений, сотрудничества и доверия; разработку и применение индивидуальных мер коррекции; стимуляцию потенциальных возможностей ребенка; включение родителей в образовательный процесс и обучение их методам игрового взаимодействия с детьми.
Адресат
Программа предназначена для работы с детьми от 2 до 3 лет, имеющих задержку речевого развития, общее недоразвитие речи (I уровень). Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью.