К этой группе психических нарушений относят корсаковский, дементный, психоорганический синдромы и синдром олигофрении.
При корсаковском амнестическом синдроме на первый план выступает нарушение памяти на текущие события. Факты давно прошедших лет обычно сохраняются, в то время как непосредственная реальность не фиксируется в памяти больного, т.е. он не помнит текущих событий. Это один из главных симптомов описываемого синдрома – фиксационная амнезия. Больные не могут запомнить только что встреченных лиц, найти свою палату, постель, не помнят места нахождения. Только что услышанную речь или содержание недавно прочитанного они не в состоянии воспроизвести. Больные непроизвольно компенсируют отсутствие памяти на текущие события различными вымыслами или воспоминаниями событий, имевших место в прошлом. Характерны малоподвижность, повышенная утомляемость, раздражительность. Грубого нарушения интеллектуальной деятельности у больных не наблюдается, так как они удерживают в памяти все приобретенные знания, весь опыт, профессиональные навыки, имевшие место до развития заболевания. Этот синдром наблюдается при алкогольном (корсаковском) психозе, при старческих нарушениях психической деятельности, при травматических поражениях головного мозга.
|
|
Дементный синдром проявляется стойким снижением умственной способности, интеллекта. Развивается в результате заболевания прогрессирующем параличом, атрофическими процессами в коре головного мозга, эпилепсией, злокачественными формами шизофрении, а также при травмах головного мозга, реже – при атеросклеротический и тяжелых церебральных формах гипертонической болезни. Слабоумие может быть тотальным (полным) и лакунарным (частичным).
Синдром олигофрении (врожденное слабоумие, малоумие) представляет собой задержку умственного развития в результате поражения головного мозга плода в пренатальном периоде или же в первые месяцы и годы жизни ребенка. В основе олигофрении лежит множество причин как наследственного (хромосомные аномалии, резус-несовместимость, обменные нарушения), так и экзогенного (инфекции, различные интоксикации, травмы) характера.
Для психоорганического синдрома характерны нарушения памяти, интеллекта и эмоционально-волевой сферы. Наблюдаются расстройства всех трех сторон памяти: запоминания, ретенции (удержания) и репродукции. Психоорганический синдром возникает при черепно-мозговых травмах, сосудистых заболевания головного мозга, интоксикациях, опухолях и абсцессах головного мозга, атрофических процессах в инволюционном периоде, сифилитических заболеваниях нервной системы и др.
|
|
Критические периоды возрастной ранимости.
Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.
Сенситивные (отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до и после) и критические периоды обусловливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.
В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.
Соматовегетативные расстройства у детей.
К числу наиболее частых соматовегетативных расстройств младенчества и первых лет жизни относятся: нарушения пищевого поведения: снижение массы тела, анорексия; нарушение функции отдельных органов и систем (расстройство дыхания, переходящие в неврологические симптомы, кишечные колики, энурез и др.).
Нарушение пищевого поведения. Сложнее всего диагностировать нарушение пищевого поведения у подростков и детей, потому что родители в большинстве случае не могут контролировать рацион своего ребенка из-за сильной занятости. Основная причина, по которой такая проблема возникает – веяние моды или давление сверстников.
Тяжелее всего детям, которые имеют лишний вес, потому как их более стройные ровесники могут над ними попросту издеваться, и у ребенка снижается самооценка, он замыкается в себе, отказывается от еды, а потом снова может срываться и начинать бесконтрольно есть. В конечном итоге могут развиваться тяжкие психические осложнения, поэтому помощь врача обязательна.
Способы оказания помощи ребенку:
Занять ребенка интересным делом: записать в бассейн, чаще с ним гулять; умеренные физические нагрузки не только положительно влияют на здоровье, но и помогают убрать лишний вес; Уделять больше внимание и не относиться к проблеме беспечно.