1. Напомнить участникам о том, как важно контролировать свои эмоции, поступки и слова во время общения с другими людьми.
Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.
Ведущий говорит, что конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов (вербальных барьеров), препятствующих позитивному общению.
Прелагается разыграть ситуацию:
«В классе»
Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает выяснять отношения с ПРИКАЗА: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров:
- Можно ли было не доводить ситуацию до конфликта?
- Какие правила из предыдущего занятия могли бы быть использованы?
Сцена разыгрывается еще несколько раз, в разных вариантах.
Отношения выясняются:
- с угрозы; с указаний, поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать);
- с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту);
|
|
- с обобщения (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
- безразличия к новенькому (он не достоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты, отмечаются тот кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.
Вопросы к ученикам:
- Какова цель разрешения любого конфликта?
(найти достойное решение, приемлемое для обоих)
Если такого решения не найдено, то начинается ПРОТИВОСТОЯНИЕ
-Кто может объяснить, что значит это слово?
-Кому-то необходимо идти на УСТУПКИ.
-Если на уступки идут оба, то это КОМПРОМИСС.
-Самый лучший выход – СОТРУДНИЧЕСТВО.
Все понятия обсуждаются и поясняются на примерах.
Анализ занятия
-Можно ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в
общении?
-Оцените в баллах (выкидываем пальцы) сегодняшнее занятие.
Занятие 2. Обиды
Цели: - дать объяснение понятию «обида»,
- учить находить приемлемые способы борьбы с обидой
Материалы: - бланки, ручки и коробка.
Ход занятия
Вступление
Ведущий предлагает ребятам дописать предложения:
- «Я обижаюсь, когда....»
Желающие зачитывают свои записи вслух.
Вопрос к детям:
- У кого подобная ситуация также вызывает обиду?
Делается вывод, что многие названные ситуации обидны для большинства людей, и нужно помнить об этом, общаясь с другими, чтобы не обижать их.
Работа по теме занятия
1.Ведущий просит ребят ответить на вопросы:
- Что такое ОБИДА?
- Можно ли разделит обиды на справедливые и несправедливые?
- Как мы реагируем на обиды?
2. Предложите детям разыграть ситуации, в которых люди по-разному реагируют на обиду.
|
|
Учащимся раздаются листочки с описанием поведения обиженного человека (уверенного, неуверенного, грубого, безразличного, трусливого, справедливого). Предлагается разыграть ситуацию: Тебя обвинили в том, чего ты не совершал.
Учащиеся изображают свое задание, а остальные угадывают, какой была реакция обиженного.
Затем проводится обсуждение:
- Что чувствует обидчик?
-Какая реакция обиженного была убедительна?
-Как нужно реагировать на обиду?
-Нужно ли копить обиды?
Делается вывод бесполезности накопления обид.
Рисуем обиду
-Чем похожи рисунки? Почему?
- Как быть с нашими обидами в жизни? (прощать)
-Как относиться к обидчику? (прощать)
Делается вывод о том, что обиды копить бессмысленно! Вспомните, как мы учились мысленно отправлять плохие мысли вверх, как надувные шары. Так же можно поступать и с обидами. (Мысленно пускать их на ветер или по воде и наблюдать, как они исчезают)
3. Подвижная игра «Дракон ловит свой хвост»
Анализ занятия
Предложить учащимся вспомнить все рисунки обид и подумать, можно ли говорить, что какие-то из них правильные, а какие-то - нет? Почему?
- Сможете ли вы после нашего занятия правильно реагировать на обиды и быть менее обидчивыми? Оцените уровень своей обидчивости в баллах.
Занятие 3. Критика
Цели: - познакомить учащихся с понятием «критика»;
- отработать навыков правильного реагирования на критику.
Материалы: - карточки с фразами, мяч.
Ход занятия
Вступление
Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое «критика»?
-Нужно ли обижаться на критику?
-Почему нам обидно, когда нас критикуют?
-Как критиковать, чтобы не было обидно?
Работа по теме занятия
1.Игра с мячом «Что звучит обидно?»
Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все анализируют, что при этом обращении чувствовали.
-«Вы всегда плохо работаете!»
-«Вы никогда не делаете домашнего задания!»
-«Ты каждый раз перебиваешь!»
-«Вы все лентяи!»
-«Ты никогда не здороваешься!»
-«Ты - глупый!»
2.Обсуждение
- Было ли обидно? Какие испытывали эмоции?
- Какие слова особенно обижают?
- Что заставляет людей критиковать других?
- Нужна ли критика?
- Всегда ли критика бывает услышана? Почему?
3. Упражнение на «Я-сообщение»
- Как сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера?
Ведущий предлагает сказать предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера6
- «я недоволен вашей работой»;
- «я огорчаюсь, когда не выполняется домашнее задание»;
- «я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.)
Делается вывод о том, что Я-сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я-сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты-сообщение нацелено на обвинение другого человека, который при этом испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду.
Анализ занятия
- Часто ли вы используете Я-сообщенияя, давая возможность другим людям узнать о ваших чувствах?
- Умеете ли вы контролировать свои высказывания?
4.Домашнее задание
Потренироваться выражать свое мнение в Я-сообщениях, обращать внимание на реакцию партнера.
Умение слушать других людей
Занятие 4. Ищу друга
Цели: - способствовать процессу самораскрытия учеников;
- помогать преодолевать барьеры в общении;
- совершенствовать навыки общения.
Материалы: листы бумаги для написания объявлений.
Ход занятия
Вступление
Ведущий предлагает объяснить понятие «настоящий друг», затем подводит итог
сказанного детьми:
Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведет, способен
|
|
поддержать, посочувствовать.
Другу мы можем доверить свои откровения.
- Задумывались вы над тем, можете ли вы сами соответствовать понятию «друг»?
- Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом?
- Как вы понимаете слово ОТКРОВЕННОСТЬ?