Историко-художественный музей, Серпухов

Сергей Тимофеевич Конёнков по происхождению крестьянин. Он ро­дился в деревне Нижние Караковичи Смоленской губернии. В 1892— 1896 гг. учился в Московском учили­ще живописи, ваяния и зодчества, по­сле окончания которого отправился в командировку за границу — в Гер­манию, Францию и Италию. По воз­вращении молодой скульптор про­должил образование уже в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения творче­ством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой. Его первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрыва­ющий узы» (1902 г.) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело. Работа вызвала возмуще­ние Совета академии. «...Обострён­ная экспрессивность и динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии, предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность форм... — вспоминал мастер. — Академистов смущало, что я нарушил обычные пропорции. Они „вершками" измеряли мою работу, не вникая в её смысл. Я непло­хо знал анатомию и в тех случаях, когда „нарушал" её, делал это созна­тельно, по праву творца на художе­ственную гиперболу».

Работая над сказочными и фольк­лорными образами, знакомыми ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к инкрустации дерева цветным кам­нем. С неистощимой фантазией создавались добродушный «Старичок-полевичок» (1910 г.), хитровато-озорные «Лесовик» (1910 г.) и «Пан» (1915 г.), устрашающие персонажи языческой славянской мифологии «Стрибог» (1910 г.) и «Великосил» (1909 г.) и др. По существу, то, что до сих пор находило воплощение лишь в кустарной резьбе, игрушках и про­изведениях прикладного искусства, Конёнков увеличил до крупных форм. В нём словно соединились два таланта — скульптора-профессиона­ла и народного умельца.

Античная тема в творчестве ма­стера началась со знаменитой ра­боты «Нике» (1906 г.) — женского образа под именем греческой боги­ни победы. В 1912 г. Конёнков отправился в Грецию и Египет. По­явились оригинальные полупортреты-полуаллегории в мраморе: «Эос», «Кора» (обе 1912 г.) и другие,

*Эос в древнегреческой мифологии богиня утренней зари.

** Кора — в древнегрече­ском искусстве статуя стоя­щей девушки в длинных одеждах.

Сергей Конёнков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: