Задания в тестовой форме

КУРС ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ

Время проведения занятий: 1-5 сентября 2020 г. (1 занятие – 2 ч.)

Задания для самостоятельной (аудиторной) работы

Тема занятия: Основы реферирования. Оценка информации по её коммуникативной направленности: фактографической, логико-теоретической и оценочной

Грамматический модуль: Повторение активных и пассивных конструкций.

Учебно-методическое-обеспечение: Обучение компрессии и реферированию текстов по специальности. Учебное пособие для иностранных студентов. РИЦ ТГМА, Тверь. – 2016. с. 5-10

План занятия:

1. Прочитайте теоретический материал по данной теме (Рубрика «Обратите внимание»)

2. Устно выполните задания 1,2,3.

3. Письменно выполните задания 4, 5 (текст 1).

4. Письменно выполнить задания в тестовой форме «Активные и пассивные конструкции» (1-29).

Задания для самостоятельной (домашней) работы:

(должно быть выполнено и отправлено к 7 – 12 сентября)

1. Письменно выполните задание 5 (текст 2,3)

 

 

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И МИКРОТЕКСТА

1. Оценка информации по её коммуникативной на­правленности: фактографической, логико-теорети­ческой и оценочной

 

Обратите внимание: В научной литературе выделяется три типа содержа­тельной информации: 1) Фактогрфическая — информация о фактах, процессах, событиях и т. д., являющаяся коммуникативным центром, например: Известно, что регуляция функциональной системы внешне­го дыхания осуществляется не только по газовым, но и по негазовым параметрам: 2) логико-теоретическая — сообщение о способах полу­чения фактографической информации, ссылка на источник, на автора, например: На основании полученных результатов в ходе проведённых опытов учёные выдвинули предположение, что бактерии могут чрезвы­чайно длительное время находиться в анабиозе, сохраняя жизнеспо­собность; 3) оценочная — информация, выражающая авторское отно­шение к фактографической информации, например: Вполне вероятно, что углекислота стимулирует дыхательный центр в результате возбуж­дения периферических и центральных хеморецепторов.

Логико-теоретическая и оценочная информации являются, как прави­ло, избыточными и могут сбрасываться.

Задание 1

Прочитайте предложения и скажите, какая информация в них вы­делена: логико-теоретическая, фактографическая или оценочная.

1. Учёные предполагают, что анестетики действуют на мембраны не­рвных волокон. 2. Исследованиями И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Н.Е. Введенского и А.А.Ухтомского было доказано, что в длительном сохранении работоспособности и в наступлении утомления решающую роль играет центральная нервная система. 3. Рядом исследователей шока высказыва­лась мысль, что в патогенезе шока могут играть роль образующиеся в орга­низме токсические вещества. 4. Исследования последних лет по анестези­ологии убедительно показали, что при любых оперативных вмешательствах необходимо не только предупреждать болевые ощущения, но и предохра­нять пациента от психической травмы. 5. Интубация всегда была и, несом­ненно, остаётся одним из ответственнейших этапов эндотрахеального нар­коза, тем более у стоматологических больных. 6. К сожалению, на сегод­няшний день ни одно из существующих средств для внутривенного наркоза не отвечает требованиям, предъявляемым к препаратам в амбулаторной практике.

Задание 2

Прочитайте предложения и определите, в каких из них дана только фактографическая информация.

1. Давно установлено, что повреждение клетки любой степени и слож­ности немедленно сопровождается развитием в ней защитно-ком­пенсаторных процессов.

2. Гастрит представляет собой воспаление слизистой оболочки желуд­ка, хотя в тяжёлых случаях данный патологический процесс может распространяться на всю стенку желудка.

3. Развитие исследований в области изменений кровообращения и об­мена веществ при травматическом шоке позволило выделить три ста­дии травматического шока: нервную, сосудистую, метаболическую.

4. Последние исследования показали, что кариес зубов возникает под влиянием комплекса воздействий как общего, так и местного харак­тера.

5. Для профилактики кариеса зубов рекомендуется введение солей фтора и кальция с целью повышения структурной резистентности эмали.

6. Очень важен и тот установленный факт, что развитие кариеса начи­нается с разрыва связи между минеральными и белковыми компо­нентами эмали.

Обратите внимание: Если оценочная информация выражает сомнение, пред­положение или личное мнение только одного учёного, то её сброс не­возможен. Например: Многие учёные предполагают, что магнитные силы Солнца тесно связаны с динамикой движения масс его вещества. Оши­бочно думать, что летальные повреждения в клетках, вызванные иони­зирующим излучением, необратимы.

Задание 3

Прочитайте предложения, выделите оценочную информацию. Укажите случаи невозможного ее сброса.

1. Развитие генетики в последние годы дало неоспоримые доказатель­ства того, что информация о наследственных свойствах и признаках орга­низма закодирована в хромосомах. 2. В настоящее время вызывает серь­ёзные споры утверждение, что правильным является глубокое дыхание. 3. Ошибочно думать, что насекомые совершенно лишены способности к регу­лированию температуры тела; верно лишь, что процессы регуляции темпе­ратуры тела у них по сравнению с высшими животными очень несовершен­ны. 4. Некоторые учёные продолжают считать углекислоту (СО) вредной для здоровья. 5. Истина о том, что к кислородному голоданию приводит не малое содержание кислорода, а недостаток углекислоты, в современной медицине бесспорна. 6. Можно не сомневаться в том, что внесение в почву нерастворимых в воде минеральных концентратов в научно-обоснованных нормах повысит урожайность сельскохозяйственных культур. 7. Не будет преувеличением сказать, что атомные электростанции, которые не нужда­ются в кислороде и не загрязняют атмосферу серой и другими продуктами сгорания, а почву — золой, на сегодняшний день являются самыми “чисты­ми” станциями.

Задание 4

Проанализируйте содержание предложений с точки зрения типа информации. Сократите предложения за счёт сброса логико-теоре­тической и оценочной информации. Сокращённые варианты предло­жений запишите.

1. Неоспоримым является тот факт, что железы внутренней секреции оказывают весьма существенное влияние на течение аллергических реак­ций. 2. Несомненно, что в процессе эволюции абсолютный видовой имму­нитет образуется в результате постепенного наследственного закрепления приобретённого иммунитета. 3. Неверно полагать, что попадание патоген­ного микроба в организм является необходимой и достаточной причиной для развития туберкулёза как болезни во всех известных его формах. 4. Как известно, формирование молочных зубов происходит в эмбриональ­ном периоде развития плода. 5. Самопроизвольные, приступообразные боли, возникающие обычно без каких-либо механических раздражителей, свиде­тельствует об остром пульпите. 6. Многочисленные наблюдения и опросы показали, что при серозно-гнойном пульпите от холодной воды боль усили­вается, а при гнойном — боль временно стихает.

Задание 5

Прочитайте микротексты, определите типы информации. Сокра­тите микротексты, сбросив логико-теоретическую или оценочную информацию. Полученные варианты текстов запишите.

Текст 1

Имеется достаточное количество убедительных данных, которые сви­детельствуют о том, что возникновение некоторых заболеваний сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других систем обус­ловлено очаговой инфекцией в организме, в частности сепсисом.

Сепсис — общее инфекционное заболевание, возникающее в связи с наличием в организме местного инфекционного очага. Как отмечал И.В. Давыдовский, особенностью сепсиса является то, что основная картина бо­лезни у различных людей остаётся приблизительно одной и той же при на­личии многообразия возбудителей. В результате экспериментальных дан­ных было установлено, что чаще всего причиной сепсиса является стафи­лококк, стрептококк и кишечная палочка. Многочисленные наблюдения, проведённые учёными, показали, что выраженность изменений в органах и системах организма при сепсисе зависит от реактивности организма и им­мунологического фона.

Текст 2

Совершенно бесспорным уже является тот факт, что взаимоотноше­ния организма и микроба или его токсина в начале болезни существенно отличны от таковых в разгар заболевания или в его конце. При этом экспе­риментально было установлено, что в самом начале заболевания столбня­ком введение противостолбнячной сыворотки и нейтрализация токсина ещё могут предотвратить развитие болезни, в то время как в разгаре её это мероприятие значительно менее эффективно. В этот период наиболее су­щественным звеном является нарушение деятельности нервной системы, возникшее вследствие воздействия столбнячного токсина. Поэтому на этом этапе развития болезни, кроме введения сыворотки, требуются мероприя­тия, направленные на ликвидацию возникшего патофизиологического со­стояния заболевшего организма.

Однако не следует думать, что микроб или его токсин играют только роль пускового механизма. Экспериментально было установлено, что пока микроб существует и размножается в организме, он продолжает быть ис­точником новых раздражений. Научные исследования и наблюдения пока­зали, что в ходе инфекционной болезни возможны различные осложнения, обострения тех или иных ее проявлений.

Текст 3

Многочисленными исследованиями установлено, что минеральный со­став эмали и дентина и их структура с возрастом изменяются. Считалось, что изменение химического состава обусловлено поступлением веществ через пульпу. Однако дальнейшие эксперименты и наблюдения показали, что изменение минерального состава эмали связано с поступлением из слюны различных веществ.

В настоящее время установлено, что в эмали после прорезывания зуба идёт процесс накопления кальция и фосфора. Бесспорным уже является тот факт, что поверхность зуба, где эмаль содержит больше кальция и фос­фора, значительно реже поражается кариесом, чем поверхность зуба, эмаль которого содержит меньшее количество этих веществ. Несомненно, доба­вочное введение фтора снижает растворимость эмали и повышает её твёр­дость.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: