Ступень восьмая: Самадхи

Дхьяна углубляется, идея собственной индивидуальности уходит из сознания. В самадхи возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Понятия субъекта и объекта исчезают, остается лишь единая энергия вселенной. Свобода самадхи заключается не в уходе от действительности, а в непосредственном, объективном, непредвзятом и не пропущенном через фильтр разума ее ощущении.

Состояние самадхи приходит и развивается только с опытом. Любое описание самадхи будет подобно пальцу, указывающему на луну. Полное ощущение реальности, свободы, озарения не доступно раздвоенному сознанию. Разум, разделяющий мир на то и это, на «Я» и других, на существующее и не существующее, не в состоянии адекватно воспринять все богатство вселенной. Это богатство зачастую воспринимается ограниченным дуалистичным разумом как противоречие, парадокс или путаница. Однако парадоксальна и запутанна не действительность, а наше описание, наше представление оной.

Когда мы живем, а не пропускаем жизнь через фильтр своего восприятия, тогда мы пребываем в самадхи. Отгородив себя от жизни экраном ментальной суматохи, мы оказываемся в плену. Занимаясь йогой, мы переживаем моменты свободы, чередуя их с периодами кабалы. Цепляться за свободу, жаждать ее, а уж тем более бороться за нее — значит по-прежнему пребывать в рабстве, находиться в плену субъективного восприятия мира и не различать красоту настоящего момента как высшего дара. Свободу мы обретаем не в определенности, не в постоянстве, а в осознании неопределенности непостоянства. Нам не нужно выдумывать ничего лишнего — нужно просто научиться быть здесь и сейчас, жить настоящим моментом, принимая то, что он нам дарит.

Самьяма

В «Йога-сутрах» Патанджали описывает процесс медитации как последовательность дхараны, дхьяны и самадхи, называя его одним словом — самьяма. И буддийские книги и трактаты по йоге классифицируют дхарану, дхьяну и самадхи как разные уровни поглощенности. Считается, что дхарана — это концентрация разума в течение 12 секунд, дхьяна — 12 раз по 12 секунд, или две с половиной минуты, самадхи 12 х 12 х 12, что равняется 36 минутам. Такой подход несколько схематичный, но тем не менее он дает какое-то представление о связи между этими тремя ступенями. Важно понять, что удержание сознания в медитативном состоянии даже в течение двенадцати секунд уже является значительным достижением и требует большого опыта.

В традиционной классификации созерцания даются описания различных состояний разума. Важный практический аспект традиционной классификации — признание права медитирующего на мысли, ведь одна из основных функций человеческого разума — продуцировать мысли, и останавливать этот процесс не стоит. Не умея мыслить, мы даже не сможем приступить к занятиям йогой. А так как способность мыслить не вступает в противоречие с медитативным созерцанием, вполне возможно находиться в состоянии дхьяны или самадхи в ежедневной жизни. Это важно для тех, кто практикует йогу не с целью ухода от действительности, а с желанием исследовать ее более тонкую организацию.

Вспомогательные техники

Мудра, бандха и друшти

Эти упражнения необходимы для полного овладения йоговской техникой и требуют непосредственной помощи от учителя — таково условие безопасного и правильного овладения ими. Именно поэтому мы не рекомендуем делать перечисленные упражнения самостоятельно. Они включены в книгу лишь для более полного охвата йоговской практики. Упражнения по работе с пальцами вполне можно изучать и самостоятельно.

Бандха

Бандха означает замок или печать. Бандхи — упражнения по внутренней технике, жизненно важные для эффективного и безопасного выполнения асан и пранаямы. Они обеспечивают лучшую концентрацию, и прана не рассеивается, а накапливается внутри. Их эффект не только чисто физиологический, бандхи оказывают также благоприятное воздействие на тонкое тело и на циркуляцию праны. Без освоения этого упражнения овладение искусством йоги не может быть полным. Три основных бандхи используются не только при занятиях дыхательными упражнениями (пранаямой), где являются главными, но также в практике асаны и медитации, помогая собрать воедино физическое, энергетическое и ментальное тела.

Мула-бандха

Этот главный «замок» необходим для проникновения в эзотерическую суть йоги. Упражнение активизирует работу группы нервных окончаний тазового пояса, являющихся анатомическим дубликатом чакры муладхара. Овладение мышечной работой в области таза приводит к пробуждению энергетического тела и кундалини. С помощью мула-банд-хи йог трансформирует физическую, в особенности сексуальную энергию в тонкую духовную. Мула-бандха имеет и важный анатомический эффект. Напряжение мышц тазовой области приводит к укреплению нижнего отдела позвоночника, мышц живота, крестцово-тазовых суставов, приводящих мышц, подколенных сухожилий и четырехглавых мышц. В результате становится почти невозможным как-то повредить их или растянуть.

Уддияна-бандха

Лев, переживающий смерть слона. Уддияна означает «взлететь». Основная цель — направление вверх энергии, накопленной в результате выполнения асан и пранаямы. Иначе эта энергия может накапливаться в нижней части тела и приводить к перекосу в сторону физического, в частности, к чрезмерному накоплению сексуальной энергии. Физиологическая функция этого упражнения заключается в массаже, повышении тонуса и очищении органов брюшной полости. Уддияна приносит внутренним органам здоровье и силу. Она также оказывает благотворное воздействие на легкие, делая их более эластичными, и массирует сердце, так как при ее выполнении поднимается грудная клетка. Говорят, что эта бандха замечательно сохраняет молодость. Она выполняется сокращением брюшных мышц с прижиманием кишечника к позвоночнику на выдохе. Подобное, но менее сильное действие оказывает уддияна-мудра, которая также заключается в подтягивании мышц живота и может выполняться на любых дыхательных фазах.

Этот замок выполняется путем опускания и прижатия подбородка к ключице с одновременным напряжением мышц шеи. Дыхание задерживается в тот момент, когда легкие наполнены воздухом. При этом не бывает давления на голосовую щель. При таком движения растягиваются и удлиняются мышцы затылка и верхнего позвоночного раздела — упражнение выполняется без лишнего напряжения. Джаландхара стимулирует работу трех нервных окончаний, идущих от позвоночника к горлу и контролирующих диафрагму.

Эзотерическая цель данного упражнения — предотвратить движение вниз или потерю духовной амброзии амриты. рождаемой чакрой короны. Если эта амброзия проглатывается, она погибает в желудке. Обычно йог вкушает ам-риту, выполняя одну из «перевернутых» асан.

Все эти бандхи необходимы при освоении тонкой практики пранаямы. Их нужно делать с самого начала, чтобы суметь эффективно использовать при необходимости. Мула-бандха должна выполняться параллельно с ашвини- и вад-жроли-мудрами, описанными ниже (см. с. 63). Уддияна — подготовительное упражнение для выполнения капалабха-ти (см. с. 67). Джаландхара — необходима для стойки на плечах (см. ее. 97—98).

Мудры

Это разнообразные физические упражнения от простых движений пальцев (например, соединение кончиков пальцев) до сложных комплексных (например, одновременное выполнение всех трех бандх). Они служат для того, чтобы замкнуть или пустить энергию по кругу в определенных зонах или каналах. Так оказывается воздействие на сознание не на физическом, а уже на энергетическом уровне.

Махамудра — комбинация мула-бандха, уддияна-банд-ха и джаландхара, исполняемая в положении сидя.

Махамудра Уддияна-мудра используется чероз нашу и пранаяму с целью стабилизации легких. Заключается во втягивании нижней части живота и прижимании ее к позвоночнику.

Ашвини-мудра —попеременное сжимание и разжимание сфинктера, что необходимо для овладения мула-бандхой. Это упражнение можно сравнить с усилием, чтобы не допустить испражнения.

Ваджроли-мудра — сокращение урогенитальных мышц, что также нужно для освоения практики мула-бандхи. Упражнение можно сравнить с осознанной задержкой мочеиспускания.

Джнана-мудра — легкое прикосновение кончика указательного пальца к кончику большого пальца во время выполнения пранаямы или самьямы.

Более активный вариант исполнения этой мудры: кончик указательного пальца прижимается к межфалангово-му суставу большого пальца.

Вишну-мудра является вспомогательной при контроле ноздрей во время исполнения дыхательных упражнений. Указательный и средний пальцы прижаты к тыльной стороне ладони, в то время как большой, безымянный пальцы и мизинец контролируют ноздри.

Вишну-мудра Атманджали-мудра известна как положение рук молящегося: ладони вместе на уровне груди. К ней часто прибегают во время медитации.

Атманджали-мудра

Дхьяна-мудра — кисть левой руки лежит в правой на уровне ниже пупка. Кончики больших пальцев слегка касаются друг друга. Эта главная йоговская мудра используется в буддийской медитации.

Дхьяна-мудра

Санмукхи-мудра — необходима для развития пратьяха-ры. Все пять пальцев обеих рук задействованы как замки, полностью закрывающие лицевые отверстия от любых внешних раздражителей.

Санмукхи-мудра

Друшти

Так же, как мудры и бандхи, друшти используются для сохранения энергии, но на более тонком уровне. Чтобы ощутить их эффект, требуется высокий уровень мастерства и чувствительности, но по достижении определенного уровня практика друшти становится незаменимой. Это точки фиксации взгляда во время выполнения асан, дыхательных упражнений или медитации. Поначалу эти точки находятся вне тела практикующего, постепенно взгляд обращается внутрь. Хорошо известный пример — созерцание третьего глаза во время медитации. Каждая асана и пранаяма имеет специфическую друшти, помогающую сохранять энергию, выделяемую во время упражнений. Друшти — это не только фиксация взгляда, но и фиксация разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: