Урок. Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта

Урок. Цвет — элемент композиционного пространства

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Цвет - элемент композиционного творчества.

Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувтвенное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы.

Особое значение для достижения выразительности в декоративной работе приобретают тоновой и цветовой контрасты. Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. «Контраст как противопоставление цветов есть основной прием художественного мышления» (Н.Волков) Применение светлового и цветового контрастов повышает возможности изобразительных средств.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Задание 1

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.

Задание 2

Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоцилнально- образное состояние.

1. В теплой гамме

2. В холодной гамме

Задание 3

Выполнить композицию из произвольного количества элементов, построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне.

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.

 

Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры работ:

 

Шишова Саша, 7 Б

 

 

урок. Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта.

 

 

Компьютерные технологии всё глубже проникают во все сферы человеческой деятельности. Художники и дизайнеры в своём творчестве активно и плодотворно используют возможности программно-технических комплексов на базе персональных компьютеров. В полиграфическом и промышленном дизайне творческие работы в настоящее время практически повсеместно создаются при помощи компьютерных технологий.

Компьютерный дизайн мы можем определить, как область дизайна, в которой в качестве основного инструмента художественного конструирования и проектирования используется компьютер. Ключевым понятием, определяющим особенность этого вида художественного творчества в словосочетании “компьютерный дизайн” является понятие “дизайн”. С возникновением и развитием компьютерной графики, художники-дизайнеры одними из первых начали её использовать в своём творчестве, и компьютерный дизайн в настоящее время применяется практически во всех областях дизайна:

– собственно графику;

 

– полиграфический дизайн;

 

– электронные издания;

 

– Web– дизайн;

 

– трехмерную графику

 

 

На предыдущих занятиях мы выяснили как воздействую на наше восприятие различные свободные формы – пятна и линии. Такие композиции воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Но есть композиции, состоящие из линий, которые имеют конкретный смысл – это буквы.

 

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.

 

Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.

 

 

Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв. (Рассматриваем рисунок.)

 

На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.

 

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь

.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение.

 

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Сравните шрифты, придуманные разными дизайнерами.

 

Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

 

 

Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое?

1. Совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.

2. Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.

3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

В практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает изучать графические особенности шрифта. На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования

 

К акие требования предъявляются к шрифтовым композициям:

1. Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.

2. Пропорциональность – соотношение частей и целого.

3. Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.

4. Равновесие – ощущение симметричности.

5. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая – цветная.

6. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.

7. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.

8. Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.

 

Буква состоит из структурных элементов – штрихов:

 

Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).

 

Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.

 

Засечками называют дополнительные элементы.

 

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: