Монументальная живопись

ü Роспись Золотой палаты Кремлевского дворца. Ц икл фресок, выполненный по указу Ивана Грозного в начале 50-х годов XVI столетия. В это время Золотая палата Кремлевского дворца являлась одним из самых значительных по своей символической нагрузке помещений в Московском княжестве: здесь царь и его двор принимали иностранных послов. Отличительной чертой в росписи является использование наряду с церковными сюжетами событий русской истории. Выбор отдельных сюжетов определялся задачей прославления самодержавия, подчеркивания преемственности и оправданности царской власти от византийского дома через  русских князей. Так, росписи на тему «Сказание о князьях Владимирских», занимали весь нижний ярус росписей, наиболее доступный наблюдателю. Особенно подробно здесь представлены были императорские регалии и венчание ими князя Владимира Мономаха на царство.

ü Фрески церкви Ильи Пророка. Ярославль.  Роспись храма была выполнена в 1680—1681 годах пятнадцатью мастерами из Костромы и Ярославля. Возглавляли артель знаменитые изографы XVII века Гурий Никитин и Сила Савин. Данная роспись – яркий пример декоративного стиля живописи.

ü Роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. Еще один образец фресковой живописи XVII в. когда все свободные плоскости церкви покрываются сплошным узором.

Станковая живопись.                   

ü «Насаждение древа государства Российского» - живописный коллективный портрет московских правителей от Ивана Калиты до цара Алексея Михайловича и двух царевичей. Автор – Симон Ушаков.

ü Группа так называемых «иконных» парсун. Слева-направо: Иван Грозный, Федор Иоанович, М.В. Скопин-Шуйский. От более поздних парсун, отличаются тем, что написаны в аналогичной иконам манере яичными красками на холсте.

 

ü Портрет царя Алексея Михайловича – парсуна, созданная в 1670-1680-е гг. Царь Алексей Михайлович изображен в "Большом наряде", который предназначен для важнейших государственных церемоний и приемов зарубежных послов. Надпись на портрете гласит: "Образ великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великая и Белая и Малая России самодержца". Это самый ранний из известных царских парадных портретов. Известно, что Алексей Михайлович несколько раз сам позировал художнику

Богдану Салтанову.

 

ü «Великий архиерей» -икона кисти Симона Ушакова. Великий Архиерей — символическое именование Иисуса Христа, как главы Церкви земной и небесной. На иконе он изображен в архиерейском одеянии. Лик Христа мастер сделал светлым, но, не ограничиваясь этим, использовал и светотеневую моделировку. Тем самым в русскую живопись оказался привнесен метод передачи светотени. На иконе сохранились надпись: "Архиерей Великий прошедый небеса" и подпись: "написан царским мастером Симоном Ушаковым в 7165 лето в царство царя Алексия Михайловича".

ü «Спас Нерукотворный» -популярное воспроизведение Симоном Ушаковым величайшей христианской реликвии Св. Мандилиона, то есть льняного плата или убруса, соприкасавшегося с ликом Иисуса Христа и сохранившим Его образ.


v Театр.

Отчетливая тенденция к обмирщению русской культуры проявилась в XVII столетии и в распространении в придворной среде сугубо светских музыкально-театральных постановок. Так, в 1672 г. при московском государе была учреждена актерская труппа под руководством выписанного из Европы «иноземца» И.Г. Грегори, ставились пьесы на античную тематику или библейские сюжеты. Наряду с придворным театром московская аристократия из числа приверженцев западничества организовала и домашние театральные постановки. Например, в доме князя В.В, Голицына ставились комедии Ж.Б. Мольера.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: