Краткая характеристика обучающихся с нарушениями слуха

Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В.П.Лебедев, О.П.Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха). Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни (приобретенное нарушение слуха). Вместе с тем исследователи полагают, что достаточно часто поражение слуха возникает под действием нескольких факторов, оказывающих воздействие в различные периоды развития ребенка. Соответственно они выделяют фоновые и манифестные факторы. Фоновые факторы, или факторы риска, создают благоприятный фон для развития глухоты или тугоухости. Манифестные факторы вызывают резкое ухудшение слуха. К числу фоновых факторов, чаще наследственного происхождения, следует отнести различные нарушения метаболизма (обмена веществ), которые ведут к постепенному накоплению шлаков в организме, неблагоприятно воздействующих на различные органы и системы, в том числе на орган слуха.

Группы детей с нарушенением слуха. Как мы уже говорили, выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха:

глухих, слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших.

1. Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, которое может
быть наследственным, врожденным или приобретенным в раннем детстве — до овладения
речью. Если глухих детей не обучают речи специальными средствами, они становятся
немыми — глухонемыми, как называли их не только в быту, но и в научных работах до
1960-х гг. У большинства глухих детей имеется остаточный слух. Они воспринимают
только очень громкие звуки (силой от 70 — 80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц. Обычно
глухие лучше слышат более низкие звуки (до 500 Гц) и совсем не воспринимают высокие
(свыше 2000 Гц). Если глухие ощущают звуки громкостью 70 — 85 дБ, то принято
считать, что у них тугоухость третьей степени. Если же глухие ощущают только очень
громкие звуки — силой более 85 или 100 дБ, то состояние их слуха определяется как
тугоухость четвертой степени. Обучение речи глухих детей специальными средствами
только в редких случаях обеспечивает формирование речи, приближающееся к нормаль­
ному. Таким образом, глухота вызывает вторичные изменения в психическом
развитии ребенкаj— более медленное и протекающее с большим своеобразием
развитие
речи.1)1арушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в
развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого по­
ведения, эмоций и чувств, характера и других сторон личности.

2. Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей
к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими
различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребенок, если он
начинает слышать звуки громкостью от 20 — 50 дБ и больше (тугоухость первой степени)
и если он слышит звуки только громкостью от 50 — 70 дБ и больше (тугоухость второй
степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков
по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху
глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется
тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность
воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц).
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию
речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень
велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех
социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
При тотальной глухоте необходимо использовать дактилологию, письменную речь и,
возможно, жестовую речь глухих. При совокупности благоприятных условий воспитания
и обучения позднооглохшего ребенка развитие его речи, познавательных и волевых про­
цессов приближается к нормальному. Но в очень редких случаях преодолевается
своеобразие в формировании эмоциональной сферы, личностных   качеств и
межличностных отношений.

У детей с нарушениями слуха всех групп возможны еще дополнительные первичные нарушения различных органов и систем. Известно несколько форм наследственного нарушения слуха, которое сочетается с поражением зрения, кожной поверхности, почек и других органов (синдром Ушера, Альстрема, Варденбурга, Альпорта, Пендреда и др.). При врожденной глухоте или тугоухости, возникшей из-за заболевания матери в первые два месяца беременности краснухой, как правило, наблюдается также поражение зрения (катаракта) и врожденная кардиопатия (триада Грига). При этом заболевании у родившегося ребенка может наблюдаться также микроцефалия и общая мозговая недостаточность.





































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: