№ урока | Дата план | Дата факт | Тема урока Тип урока | Элемент содержания | Контрольно-оценочная деятельность | |||||
«Россия - Родина моя» - 4ч. | ||||||||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В. Рахманинов «Вокализ»). · Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов · «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня · «Песня о России» В. Локтев · «Вокализ» С. Рахманинов. | входной | устный опрос | ||||||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. Комбинированный урок. | Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова-Водкина «Полдень». · «Ты, река ль, моя – реченька» | текущий | устный опрос | ||||||
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? нрк. Жанры ненецкой песни. Комбинированный урок. | Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Многообразие жанров народных песен. Ненецкие песни и их жанры. · «Ты, река ль, моя – реченька» · «Солдатушки, бравы ребятушки» · «Милый мой хоровод» · «А мы просо сеяли» | тематический | устный опрос | ||||||
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» Урок обобщения и систематизации знаний. | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. · Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» ф-ты · Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М. Глинка | итоговый | фронтальный опрос | ||||||
День, полный событий. – 5 ч.
| ||||||||||
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С. Пушкина, в музыке русских композиторов (Г. Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В. Попков «Осенние дожди»). · «Осенняя песня» П.Чайковский; · «Пастораль» Г. Свиридов; · «Осень» Г. Свиридов. | текущий | индивидуальный | ||||||
6 | Зимнее утро, зимний вечер. Урок закрепления нового материала. | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А. Пушкина, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога»). · Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский. · У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. · Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни. | текущий | групповая | ||||||
7 | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С. Пушкина и в опере Н.А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выразительность и изобразительность в музыке. · Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков | текущий | устный опрос | ||||||
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке. · Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского. · «Девицы, красавицы». · «Уж как по мосту, мосточку», · «Детский альбом» П. Чайковского. · «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» · Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский · Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. · Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. | текущий | устный опрос | ||||||
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. · Романс «Венецианская ночь» М. Глинка. · Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени., · передача музыкальных впечатлений учащихся. | тематический | тест | ||||||
«В музыкальном театре» - 4ч.
| ||||||||||
10 | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Урок изучения и закрепления новых знаний.
Комбинированный урок
| Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. Опера «Иван Сусанин» М. Глинка: · интродукция · танцы из 2 действия · хор из 3 действия | текущий | устный опрос групповая | ||||||
11 | Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. опера «Иван Сусанин». М. Глинка. · сцена из 4 действия | текущий | устный опрос | |||||||
12 | Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность · Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. · Песня Марфы («Исходила младешенька»); | текущий | устный опрос | ||||||
13 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Комбинированный урок. | Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М. Глинка, М. Мусоргский). · «Танец с саблями». · Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. · Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка · Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян. | тематический | устный опрос групповая | ||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
| ||||||||||
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Комбинированный урок. | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. · Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни. · Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни. · Аисты, узбекская народная песня. · Колыбельная, английская народная песня. · Колыбельная, неаполитанская народная песня. · Санта Лючия, итальянская народная песня. · Вишня, японская народная песня, и др. · Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. · Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский. · Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов. (на выбор учителя) | текущий | самостоятельная работа | ||||||
15 | Оркестр русских народных инструментов. нрк. Творческие коллективы Ямала. Комбинированный урок. | Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. · Светит месяц, русская народная песня-пляска. · Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | тематический | устный опрос | ||||||
16 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа. | итоговый | тест; индивидуальный. | ||||||
«В концертном зале» - 6ч. | ||||||||||
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин и П.Чайковский. · Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. · Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский. · (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский | тематический | устный опрос | ||||||
18 | Старый замок. Урок обобщения и систематизации знаний. | Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). · Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. · Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. | текущий | устный опрос | ||||||
19 | Счастье в сирени живет… | Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная. Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова (романс «Сирень» С. Рахманинов). · Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. | текущий | устный опрос | ||||||
20 | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… Комбинированный урок. | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена. · Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен. · Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого. | текущий | устный опрос | ||||||
21 | Патетическая соната. Годы странствий. Комбинированный урок. | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты Л. Бетховена. · Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен. · Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен. · Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. · Арагонская хота. М. Глинка. | тематический | устный опрос | ||||||
22 | Царит гармония оркестра. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. · Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра | текущий | устный опрос | ||||||
«В музыкальном театре» - 2ч. | ||||||||||
23 | Театр музыкальной комедии. Комбинированный урок. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. · Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус. · Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. · Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова. · Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. | тематический | устный опрос групповая | ||||||
24 | Балет «Петрушка» Комбинированный урок. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле. · Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский | текущий | устный опрос | ||||||
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч. | ||||||||||
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец Урок обобщения и систематизации знаний. | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. · Земле Русская, стихира. · Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых. · Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин. · Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский. · Не шум шумит, русская народная песня. | тематический | устный опрос | ||||||
26 | Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Севера. Урок изучения и закрепления новых знаний | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. · Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого. · Величание князю Владимиру и княгине Ольге. · Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев · Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский. | текущий | устный опрос | ||||||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. · «Христос воскресе! (тропарь) · Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков. · Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов. | текущий | устный опрос | ||||||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. Урок обобщения и систематизации знаний. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. · «Не шум шумит» - пасхальная народная песня. · Сюита для двух фортепиано. С. Рахманинов. · Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. | тематический | устный опрос | ||||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч. | ||||||||||
29 | Народные праздники. Троица. Комбинированный урок. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день. · Троицкие песни. | текущий | устный опрос | ||||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч. | ||||||||||
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Урок изучения и закрепления новых знаний. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. Развитие музыкального образа. · Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. · Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. · Ф. Шопен. · Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни. · Пастушка, французская народная песня · Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц. | текущий | устный опрос | ||||||
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Урок закрепления знаний. | Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Мастерство известных исполнителей. · Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыка Б. Окуджавы. · Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого. | тематический | устный опрос | ||||||
32 | В каждой интонации спрятан человек. Комбинированный урок. | «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л. Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг», М. Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?» · Песня Сольвейг; · Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э. Григ. | текущий | устный опрос | ||||||
33 | Музыкальный сказочник. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шехеразада»). · Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | тематический | Фронтальный опрос | ||||||
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П. Мусоргского. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. · Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. | итоговый контроль | групповая |