Общество как сложная система

Тема 5. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.

1. Понятие общества в широком смысле –обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы и формы взаимодействия людей

 

То есть - (любое взаимодействие людей)

2. Понятие общества в узком смысле

-(как социальная группа-СЕМЬЯ И КЛАСС

-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭТАП-СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО,ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ

-КАК ОТДЕЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

3. Общества как открытая динамическая система

 

Открытость – во взаимодействии с природой и космосом

Пример-ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ(КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ)

Динамика в постоянном развитии (как прогресс так и регресс СТАГНАЦИЯ)

Пример-СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ,КВАДРОКОПТЕРЫ,ТЕХНИКА,ТРАНСПОРТ

Системность – во взаимосвязи элементов (людей))

Пример-ПАНДЕМИЯ (ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ)

 

4. Подсистемы (сферы) общества

· Экономическая-капитал=труд ресурсы бизнес предпринимательство

· Политическая-партии власть президент

· Духовная религия мораль познание

· Социальная- семья личность статус престиж мобильность

 

5. Взаимосвязь всех сфер общественной жизни

Пример

А. влияние экономики на социальную –

Б.влияние политики на экономику-

В. влияние духовной на политику

 


 


Общество и природа

1. Взаимосвязь общества и природы как открытых ДИНАМИЧЕСКИЕ систем

2. Положительное влияние общества на природу

· –ЗАПОВЕДНИКИ

· –ДОКУМЕНТЫ О ЗАЩИТЕ

· -ОРГАНИЗАЦИИ

· ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

3. Отрицательное влияние общества на природу

· –ВЫХЛОПЫ В АТМОСФЕРУ

· –ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОТХОДЫМИ

· -ВЫРУБКА ЛЕСОВ

4. Положительное влияние природы на общество

5. Отрицательное влияние природы на общество

6. Глобальные экологические проблемы

7.Организации по защите

8.Документы регулирующие отношения человека и природы в рф

Крф

Красная книга

Администр. кодекс

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

Верно ли суждение об обществе?

А. Общество как система предполагает постоянные изменения

Б. динамизм общества это наличие подсистем в структуре общества

В. системность предполагает взаимозависимость людей

Г. общество – открытая динамическая система

Д. общество в отличие от природы открытая динамическая система.

2. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья   1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения

Распределите понятия по сферам жизни общества

социальная экономическая политическая духовная
       

Роль-модель поведения

Статус-положение человека

Престиж -оценка

Авторитет –степень признания

Норма-правило поведения признанное обществом

Мобильность –передвижение перемещение

Протекционизм!политика защиты отечественного производства (тарифная – повысить пошлины, нетарифная – эмбарго запрет на ввох иномарок)

Эмбарго Бартер Сальдо Монархия  

Авторитаризм

Плюрализм     Наука    Религия

    Искусство Культура Образование мораль

Абсентеизм    Фьючерс Факторы производства

Капитал фритрейд

    Стратификация             Маргинал

    Демография  

Референтная группа

 Нуклеарная семья

Люмпены-бомжи



ТЕМА 6

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА, ИХ ФУНКЦИИ.

Запишите конспект

1. понятие социального института

это совокупность органнзаций и учреждений выполняющих важнейшие социально-значимые функции

2. Признаки социального института

· Ролевая структура (учитель – ученик в институте образования)

· права и обязанности

· санкции

3. Виды социальных институтов

· Социальные-семья

· Экономические-бизнес

· политические -лидерство

· духовные-образование

4.Функции социальных институтов

· Социализация

· Воспитательная

· Регулирующая

· Адаптационная

· Контролирующая

5.Важнейшие социальные институты

· государство

· семья

· образование и наука

· религия

 

 

Решите задания

Основные институты общества, их функции.

9. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья   1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения

Установите соответствие

ПОТРЕБНОСТИ   СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения   1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства

Выберите верные суждения

 

1)    Появлению семьи способствовало возникновение государства.

2)    В со­вре­мен­ном об­ще­стве семья оста­ет­ся глав­ной про­из­вод­ствен­ной ячейкой.

3)    Одной из функ­ций семьи яв­ля­ет­ся пси­хо­ло­ги­че­ская и эмо­ци­о­наль­ная под­держ­ка чле­на­ми семьи друг друга.

4)    Функции семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та ме­ня­ют­ся с из­ме­не­ни­ем усло­вий об­ще­ствен­но­го развития.

5)    Семья — един­ствен­ный со­ци­аль­ный институт, осу­ществ­ля­ю­щий со­ци­а­ли­за­цию под­рас­та­ю­ще­го поколения.

 

Выберите верные суждения

 

1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.

2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.

3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.

4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.

5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.

 

Запишите слово, пропущенное в таблице в именительном падеже.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Потребности в воспроизводстве рода Институт семьи и брака
Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения Институт...

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: