Упражнение «Школьные дела»

Малахова Анна Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Основная общеобразовательная школа № 27», педагог-психолог

В настоящее время статистический анализ состояния здоровья детской популяции страны наглядно демонстрирует прогрессирующие тенденции увеличения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Так по данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с такой патологией. [3, с. 115].

При этом необходимо отметить, что на дальнейшую адаптацию и социализацию детей с различными физическими недостатками, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, напрямую влияет эмоционально-личностная сфера таких детей, внутренний мир такого ребенка, в частности, основные компоненты его личности, к которым принято относить самооценку и уровень притязаний. Эти аспекты очень важны для социализации детей с ОВЗ, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, потому что успешность жизнедеятельности такого ребенка зависит не только от его психофизического статуса, активности и самостоятельности, но и от умения прибегать к помощи окружающих людей в необходимых случаях, что, в свою очередь, определяется состоянием его эмоционально-личностной сферы, в частности, состоянием самооценки [1, с. 3].

Формирование самооценки у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют разной степени поражения опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций; многие дети в силу заболевания в раннем детстве с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать «кто он есть?» в действительности. Помимо этого любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми. В семье, воспитывающей ребенка с физическим недостатком, к нему возникает исключительное отношение [4, с. 11]. И здесь встает вопрос о формировании социального Я ребенка, страдающего нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Данный феномен описан в работе Е. М. Мастюковой, которая в своих исследованиях выделила особенности в формировании самооценки и уровня притязаний у детей с церебральным параличом. Так, автор описывает один из возможных механизмов формирования низкой самооценки у школьников с ДЦП: «В школе уровень требований к ребенку возрастает, цереброастеническое состояние детей углубляется, и теперь они уже не могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя, воспитателя, выносимые в отношении медлительности, недостаточной сформированности навыков по самообслуживанию, «грязного» письма и т. д., травмируют детей, вызывают у них отрицательное отношение к школе… Все это вместе взятое может привести к возникновению у ребенка чувства неполноценности» [5, с. 98]. Кроме этого, по мнению Е.М. Мастюковой, у детей с ДЦП может происходить формирование высокого, не соответствующего их возможностям, уровня развития притязаний: «У этих детей уровень притязаний был сформирован не на основе учета их реальных успехов в какой–либо деятельности, а на основе неправильной, завышенной оценки их окружающими, чрезмерной любви родителей, снисходительного, из-за болезни, к ним отношения. Попадая в коллектив с более высокими объективно предъявляемыми к детям требованиями, они оказываются часто порицаемыми, что не может не вступать в противоречие с ощущением привычного благополучия» [5, с. 100].

Таким образом, в работе школьного психолога с детьми с НОДА особо остро встает вопрос о решении проблем социальной адаптации детей с физическими недостатками для формирования личности в целом и особенно самооценки, так как она напрямую влияет на развитие личности. [2, с. 279].

Ниже предлагаются упражнения, способствующие повышению самооценки и правильного самовосприятия у подростков. Самой важной составляющей занятий является та атмосфера, в которой они проходят. Педагог должен создать обстановку психологической поддержки и безопасности. Не следует удивляться, если некоторым подросткам в начале коррекционной работы будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору. Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции учащихся.

Упражнение «Позитивные мысли».

Цель: развитие осознания сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений: позитивных мыслей о себе; симпатии к себе; способности относиться к себе с юмором; выражение гордости собой как человеком; описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь? Где безопасно говорить о таких вещах? Надо ли преуспевать во всем? Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам? Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

Упражнение «Школьные дела».

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Учеников просят по очереди высказываться по поводу каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: