Отчет по обобщению опыта по теме самообразования «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Учителя русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган
Макаевой А.И.
Реализация в России новых образовательных стандартов активизировала интерес к применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, всеми участниками педагогического процесса – учащимися, учителями. Я, как учитель, рассматриваю их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования. Педагогическая проблема, над которой мною ведется работа - «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»(сроки реализации 2013-2018 годы).
Цель самообразования: теоретически разработать и определить средства формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы
|
|
Задачи самообразования:
1) проанализировать литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;
2) разработать средства формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы;
3) подтвердить результативность своей работы по формированию универсальных учебных действий школьников посредством участия в конкурсах профессионального мастерства, публикации материала в СМИ.
В рамках работы по теме самообразования я:
• изучила литературу по данной проблеме;
• прошла курсовую подготовку по программам «Технологии формирования ФГОС» (36 часов), ИПКиППРО ОГПУ, 2013 год; «Теоретические и методические аспекты подго-товки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Трудные вопросы современного русского языка. Подготовка учителей русского языка и литературы к работе с одаренными детьми» (72 часа), ИПКиППРО ОГПУ, 2016 год;
• приняла участие в семинарах и педагогических конференциях, вебинарах:
- выступление на семинаре по преемственности в рамках ШМО учителей русского языка и литературы, 2017;
-выступление на районном семинаре по теме «Система работы учителя по подготовке учащихся к конкурсам», август,2016;
- выступление на педсовете «Приемы технологии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»;
- Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы
«Эффективные стратегии исследования текста на уроках русского языка в классах, работающих по ФГОС», март, 2018;
|
|
-мастер-класс «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и ли-тературы», февраль, 2018;
- Всероссийская Педагогическая Видеоконференция «Начальная школа XXI века»: технология достижения планируемых результатов ФГОС НОО (Русский язык)»;
-круглый стол в рамках районного семинара учителей русского языка и литературе по теме «Об-суждение современных технологий в целях повышения качества образования и высокой результа-тивности в ГИА», март, 2018;
• разработала уроки и представила свой педагогический опыт на сайтах «Infourok.ru», «Znanio.ru», Международном сетевом издании «Солнечный свет» и личном сайте «nsportal.ru› makaeva-aizhan-ishembaevna».
Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относится к дисциплинам наиболее благоприятным для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Формирование всех видов УУД на уроках русского языка и литературы происходит на каждом этапе при использовании различных педагогических технологий. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Формирование всех видов УУД на уроках русского языка и литературы происходит на каждом этапе при использовании различных педагогических технологий.
Технология проектной деятельности позволяет реализовать личностно -ориентированный подход в обучении, формировать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД. В течение трех лет я занимаюсь изучением данной темы. Есть определённые наработки, прочитано и изучено много литературы по данной теме.Я обратила внимание, что наиболее яркими, интересными, значимыми с практической точки зрения становятся проекты по таким предметам школьного курса, как биология, физика, химия, так как их содержание наиболее тесно связано с жизнью и кроме того методика преподавания предполагает проведение лабораторных, практических работ, различных экспериментов. Иначе обстоит дело с преподаванием русского языка и литературы.
Обозначу вопросы, которые в течение этих лет для меня были важны:
1. как заинтересовать учащихся проектно - исследовательской деятельностью?
2. как организовать уроки исследовательской направленности;
3. как найти тему для исследования;
4. какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и, самое главное,
5. как сделать занятия увлекательными и плодотворными?
Именно поэтому мною была выбрана такая форма проведения урока -урок-исследование. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке имеет следующую структуру:
1. Подготовка исследования
2. Столкновение с проблемой
3. Выдвижение рабочей версии
4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии
5. Выдвижение итоговой гипотезы исследования.
По этой структуре были составлены и проведены открытые уроки: «Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (5 класс, литература), «Род несклоняемых имен существительных» (6 класс, русский язык).
В исследовательскую деятельность вовлечены учащиеся: Железнова Ксения и Селиванова Елена, которые защитили работы по литературе на следующие темы: «Секрет популярности романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Роль чтения в жизни современного школьника», а также Кокурина Виолетта с исследованием на тему «Определение рода несклоняемых имен существительных тематической группы «экзотические фрукты и овощи» и Тен Яна с исследованием на тему «Жан песни «Кукушка» В.Цоя».
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций.
|
|
На уроках русского языка применяется технология уровневой дифференциации, когда учащиеся выполняют задания по выбору, либо им предлагаются карточки и тесты различного уровня. Особенно эффективен данный вид работы при составлении индивидуальных маршрутов учащихся «группы риска».
Технология смыслового и продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения;
2 этап. Работа с текстом во время чтения;
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Поделюсь своим опытом использования стратегий продуктивного чтения.
В своей работе я использую методы, которые обеспечивают:
· активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;
· организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
· обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.
Данная технология была использована при проведении следующих открытых уроков, представленных в таблице:
Год | Предмет, класс | Тема |
Сентябрь 2016 | 9 класс, литература | «Уроки добра и милосердия (Размышления над страницами повести «Чучело» В. Железникова») |
Февраль 2017 | 9класс, русский язык | «Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ в 9 классе) |
Февраль 2017 | 9 класс, литература | «Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «Осень» как произведение сентиментализма» |
Февраль 2018 | 5 класс, русский | «Правописание корней с чередованием» |
Январь 2019 | 9 класс, русский | "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение" |
На уроках литературы при изучении биографии писателя или поэта я предлагаю работу с эпиграфом, который позволяет учащимся определить тему урока, поставить перед собой цели и задачи при изучении жизни и творчества. Эпиграф настраивает читателя на дальнейшее восприятие текста, заостряет внимание на проблеме, поставленной автором. В романе Пушкина «Евгений Онегин» эпиграфы предваряют не только весь текст, но и каждую главу, поэтому следует рассматривать каждый из эпиграфов, так как они, по мнению учащихся, помогают выделить основные черты героя.
|
|
По названию произведений возможно выстраивание ассоциативного ряда. Например, в каких еще произведениях, кроме романа Пушкина «Евгений Онегин» имя героя становится заглавным. Учащиеся вспомнят Василия Теркина, Дубровского, Тараса Бульбу и пр. Подобные размышления одновременно носят повторительный характер, необходимый для подготовки к экзамену тем учащимся, которые сдают ОГЭ по литературе.
Интересной может быть работа по осмыслению названия произведения. Например, при изучении повести В.К. Железникова «Чучело», я предложила ребятам составить кластер со словом «чучело», получившиеся ассоциации ученики сравнили с характером героини Лены Бессольцевой. В конце урока после анализа повести я вернула их к этому же кластеру, и у многих возникли уже другие ассоциации.
На открытом уроке русского языка в 9 классе «Комплексный анализ текста» я дала опережающее домашнее задание, составить синквейн со словом «экология», с которым многие учащиеся справились успешно. Выполнение этого задания помогло девятиклассникам определить, с какой темой в тексте им предстоит работать, определить основную мысль и проблему, которая поднимается автором в тексте.
Формирование УУД при использовании ИКТ
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий, целью которых является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, создание условий для активизации учебной деятельности школьников. Мною используется методика использования творческих заданий с применением программ MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint (самостоятельная работа обучающихся при выполнении домашнего задания.Начиная с пятого класса учащиеся самостоятельно или в группах создают тематические презентации и защищают их на уроках перед одноклассниками, например, "Жизнь и творчество А.П. Чехова", "История создания повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", "Женские образы в творчестве русских писателей 19 века" и др.
Я уверенна, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности и интереса к предмету, развивает логическое мышление.