Средний процент выполнения задания — 20,2

Современному работнику необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и «надпрофессиональные» качества, дающие возможность эффективно выполнять трудовые функции в условиях постоянно изменяющейся производственной ситуации.

Задание 2 направлено на проверку осведомленности обучающихся о «надпрофессиональных» качествах. При разработке задания были использованы материалы атласа новых профессий (http://atlas100.ru/future/).

Пример задания

Результаты выполнения задания представлены в таблице 9.

Данные таблицы 9 показывают, что большинство восьмиклассников не имеют представлений о востребованных «надпрофессиональных» качествах современного работника. Характерно, что самые высокие проценты выполнения получены по заданиям на основе качеств (творчество и креативность, самоорганизация), суть и роль которых обсуждаются в повседневной жизни, на уроках по другим учебным предметам, и которые не связаны непосредственно с изучением технологии.

 


 

Таблица 9.

«Надпрофессиональные» качества работника

Доля участников НИКО, успешно выполнивших задание, %

Объяснили суть качества Объяснили, почему оно необходимо всем работникам Объяснили, почему в перспективе значимость качества будет возрастать
Цифровая грамотность 22 21 29
Проектное мышление 20 18 15
Самоорганизация 27 23 19
Умение самообучаться 23 20 18
Системное мышление 12 10 12
Концентрация и управление вниманием 24 31 29
Творчество и креативность 32 23 21
Работа в условиях неопределенности 17 13 13

 

Заметных гендерных различий в результатах выполнения задания не выявлено.

Результаты выполнения заданий 1 и 2 показывают, что курс технологии нуждается в существенной модернизации.

Выполнение практических работ выявило непонимание восьмиклассниками требований, которые предъявляются к современному работнику работодателем и современным производством, отсутствие знаний о компетенциях XXI века, которые востребованы сегодня и будут востребованы с каждым годом все больше.

Важно приблизить содержание учебного предмета "технология" к реалиям современного рынка труда, что позволит эффективно проводить профориентацию обучающихся.

Задание 3

Данное задание выявляет умение сопоставить различные технологии: традиционные и цифровые, выявить их преимущества и недостатки. Выполнение задания опирается в том числе на личный социальный опыт обучающихся, их опыт использования современных цифровых сервисов (в том числе связанный с изучением информатики и информационно-коммуникационных технологий), развитие метапредметных умений.


Пример задания

 

Результаты выполнения задания, представленные в таблице 10, подтверждают отмеченную выше связь успешности его выполнения с личным социальным опытом обучающихся.

Таблица 10.

Цифровые технологии, сервисы

Доля участников НИКО, успешно выполнивших задание, %

Правильно указали

Правильно отметили, в чем цифровые технологии проигрывают традиционным

одно преимущество цифровых технологий два преимущества цифровых технологий
Он-лайн шопинг 30 54 74
Обучение с применением дистанционных интернет-технологий 33 19 36
Виртуальные арт-галереи 32 41 48
Музеи с интерактивным контентом 34 24 47
Электронные (цифровые) библиотеки 35 51 62
Мастер-классы по интересам на интернет-сайтах 30 45 63
Электронные (цифровые) газеты и журналы 32 42 55
Заказ блюд в предприятиях общественного питания самостоятельно на планшете 36 37 47

 

Абсолютное большинство участников НИКО справились со сравнительным анализом он-лайн шопинга и традиционных покупок в магазине, поскольку обе технологии покупок широко используются в обиходе домохозяйств. Также высокие результаты были получены при выполнении сравнительного анализа пользования цифровыми и традиционными библиотеками, он-лайн и традиционными мастер-классами по интересам.

Результаты выполнения данного задания девочками и мальчиками существенно не различаются: отметили одно преимущество 30 % девочек и 36 % мальчиков, два преимущества – 43 % девочек и 39 % мальчиков; выявили превосходство традиционных технологий над современными 57 % девочек и 54 % мальчиков.

Целесообразно задействовать межпредметные связи с курсом информатики для характеристики современной техносферы, анализа преимуществ и уязвимостей цифровых технологий, возможностей использования всего спектра цифровых технологий в быту, для обучения и общения, расширения кругозора.

 


Задание 4

Задание 4 направлено на проверку знаний о свойствах и характеристиках материалов. Были предложены для анализа используемые в строительстве домов и ремонте квартир материалы – обои, керамическая плитка, покрытие для пола, краски для внутренних и внешних работ, материал для забора и тротуарная плитка для дорожки на садовом участке.

Пример задания

 

Детализированные результаты выполнения задания представлены в таблице 11.

Таблица 11.

Материалы

Доля участников НИКО, успешно выполнивших задание, %

Правильно указали

одно свойство / характеристику материала два свойства / характеристики материала одно условие использования два условия использования
Обои для ремонта детской комнаты 35 30 39 24
Керамическая плитка для стен ванной комнаты 31 40 25 23
Краска для ремонта спальни 34 36 30 21
Покрытие для пола в квартире 28 40 22 16
Тротуарная плитка для дорожки в саду 31 30 26 18
Краска для ремонта забора 38 35 28 19
Материал для забора на садовом участке 44 36 29 15
Плитка для ремонта пола в ванной комнате 35 40 27 18

 

Можно предположить, что жизненного опыта большинства обучающихся хватило для правильного указания хотя бы одного свойства / характеристики предложенного материала. Однако у восьмиклассников в целом не сформировано понимание зависимости выбора материалов от их свойств и условий эксплуатации, т.е. их жизненный опыт не дополнен знаниями и умениями, получаемыми при изучении учебного предмета «Технология».

Необходимо в полном объеме проводить практические и лабораторные работы по изучению свойств материалов, их характеристике и сопоставлению.

 

Задание 5

Содержание задания 5 направлено на диагностику предметных результатов ФГОС ООО: «формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда». При разработке задания были использованы материалы атласа новых профессий (http://atlas100.ru/future/).

В основе задания таблица, в которой указаны несколько профессий, которые специалисты признали «исчезающими», и несколько профессий будущего. В первой части задания от обучающихся требовалось выбрать из предложенных одну «исчезающую» профессию, охарактеризовать ее и, показывая понимание процессов в техносфере, объяснить причины ее возможного исчезновения. Во второй части задания требовалось выбрать одну из новых профессий, охарактеризовать ее и объяснить, как ее появление и распространение может быть связано с развитием технологий.

Пример задания

 

В таблице 12 показаны предпочтения восьмиклассников при выборе профессий для характеристики.


 

Таблица 12.

«Исчезающие» профессии % участников НИКО, выбравших профессию для характеристики Новые профессии % участников НИКО, выбравших профессию для характеристики
Почтальон 25–59* Экоаналитик в строительстве 68
Переводчик 35–49 Инженер производства малой авиации 66
Турагент 23–38 Игропедагог 65
Курьер 31 Разработчик киберпротезов 63
Охранник 30 Проектировщик 3D-печати в строительстве 59
Машинист поезда в метро 28 Оператор медицинских роботов 56
Каскадер 26 Генетический консультант 16–21
Экскурсовод 26 Проектировщик интерфейса беспилотной авиации 20
Библиотекарь 25 Проектировщик инфраструктуры «умного дома» 19
Смотритель в музее 24 Инженер по безопасности транспортной сети 17
Билетер в театре 21 Проектировщик новых тканей 17
Бухгалтер 16 Агрокибернетик 17
Банковский операционист 16 Эксперт по здоровой одежде 12
Монтировщик декораций в кино 14 ГМО-агроном 8
Лифтер 13 Строитель «умных дорог» 7
Штурман самолета 7 Архитектор энергонулевых домов 5-6

 

*Здесь и далее приведен диапазон процентов выбора данной профессии участниками НИКО, выполнявшими разные варианты диагностической работы.

 

Можно предположить, что выбор профессий для характеристики основывался преимущественно на личном социальном опыте и здравом смысле обучающихся. Очевидно, с работой почтальона, курьера, охранника многие сталкиваются практически ежедневно. Также домохозяйствами востребованы интернет-сервис переводчика и услуги турагентов. «Лидеры» выбора среди новых профессий этимологически понятны, связаны с продуктами массовой культуры и компьютерными играми.

При этом объяснить, чем занимаются представители выбранной «исчезающей» профессии смогли в среднем 50 % восьмиклассников, различия в результатах выполнения этой части задания мальчиками и девочками отсутствуют. Следует отметить, что осведомленность восьмиклассников о профессиях по существу не отличается от осведомленности пятиклассников, хотя в ближайшей перспективе у восьмиклассников значимый этап определения собственной жизненной траектории – выбор между получением среднего профессионального или среднего общего образования по определенному профилю.

Предположение о том, чем занимаются представители выбранной профессии будущего, базировалось в том числе на метапредметных умениях обучающихся. Смогли высказать основательное предположение только 37 % восьмиклассников.

При анализе 1 и 2 заданий диагностической работы было отмечено отсутствие у абсолютного большинства восьмиклассников знаний о современных цифровых технологиях (в том числе аддитивных) и технологиях, основанных на цифре (робототехника, прототипирование, числовое программное управление станками, интернет вещей). Результаты выполнения задания 5 в части указания технологий, развитие которых может привести к исчезновению определенных профессий и появлению новых профессий, подтверждают приведенный вывод: смогли правильно указать технологии в среднем 33 % и 22 % участников соответственно.

Профориентация школьников, содействие осознанному выбору ими образовательной траектории – одна из важнейших задач курса технологии. На уроках необходимо говорить о массовых профессиях, личностных качествах, необходимых людям, работающим по этим профессиям, о перспективах развития техносферы и рынка труда, перспективах массовых профессий.


Задание 6



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: