Современному работнику необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и «надпрофессиональные» качества, дающие возможность эффективно выполнять трудовые функции в условиях постоянно изменяющейся производственной ситуации.
Задание 2 направлено на проверку осведомленности обучающихся о «надпрофессиональных» качествах. При разработке задания были использованы материалы атласа новых профессий (http://atlas100.ru/future/).
Пример задания
Результаты выполнения задания представлены в таблице 9.
Данные таблицы 9 показывают, что большинство восьмиклассников не имеют представлений о востребованных «надпрофессиональных» качествах современного работника. Характерно, что самые высокие проценты выполнения получены по заданиям на основе качеств (творчество и креативность, самоорганизация), суть и роль которых обсуждаются в повседневной жизни, на уроках по другим учебным предметам, и которые не связаны непосредственно с изучением технологии.
Таблица 9.
«Надпрофессиональные» качества работника | Доля участников НИКО, успешно выполнивших задание, % | ||
Объяснили суть качества | Объяснили, почему оно необходимо всем работникам | Объяснили, почему в перспективе значимость качества будет возрастать | |
Цифровая грамотность | 22 | 21 | 29 |
Проектное мышление | 20 | 18 | 15 |
Самоорганизация | 27 | 23 | 19 |
Умение самообучаться | 23 | 20 | 18 |
Системное мышление | 12 | 10 | 12 |
Концентрация и управление вниманием | 24 | 31 | 29 |
Творчество и креативность | 32 | 23 | 21 |
Работа в условиях неопределенности | 17 | 13 | 13 |
Заметных гендерных различий в результатах выполнения задания не выявлено.
Результаты выполнения заданий 1 и 2 показывают, что курс технологии нуждается в существенной модернизации.
Выполнение практических работ выявило непонимание восьмиклассниками требований, которые предъявляются к современному работнику работодателем и современным производством, отсутствие знаний о компетенциях XXI века, которые востребованы сегодня и будут востребованы с каждым годом все больше.
Важно приблизить содержание учебного предмета "технология" к реалиям современного рынка труда, что позволит эффективно проводить профориентацию обучающихся.
Задание 3
Данное задание выявляет умение сопоставить различные технологии: традиционные и цифровые, выявить их преимущества и недостатки. Выполнение задания опирается в том числе на личный социальный опыт обучающихся, их опыт использования современных цифровых сервисов (в том числе связанный с изучением информатики и информационно-коммуникационных технологий), развитие метапредметных умений.
Пример задания
Результаты выполнения задания, представленные в таблице 10, подтверждают отмеченную выше связь успешности его выполнения с личным социальным опытом обучающихся.
Таблица 10.
Цифровые технологии, сервисы | Доля участников НИКО, успешно выполнивших задание, % | ||
Правильно указали | Правильно отметили, в чем цифровые технологии проигрывают традиционным | ||
одно преимущество цифровых технологий | два преимущества цифровых технологий | ||
Он-лайн шопинг | 30 | 54 | 74 |
Обучение с применением дистанционных интернет-технологий | 33 | 19 | 36 |
Виртуальные арт-галереи | 32 | 41 | 48 |
Музеи с интерактивным контентом | 34 | 24 | 47 |
Электронные (цифровые) библиотеки | 35 | 51 | 62 |
Мастер-классы по интересам на интернет-сайтах | 30 | 45 | 63 |
Электронные (цифровые) газеты и журналы | 32 | 42 | 55 |
Заказ блюд в предприятиях общественного питания самостоятельно на планшете | 36 | 37 | 47 |
Абсолютное большинство участников НИКО справились со сравнительным анализом он-лайн шопинга и традиционных покупок в магазине, поскольку обе технологии покупок широко используются в обиходе домохозяйств. Также высокие результаты были получены при выполнении сравнительного анализа пользования цифровыми и традиционными библиотеками, он-лайн и традиционными мастер-классами по интересам.
Результаты выполнения данного задания девочками и мальчиками существенно не различаются: отметили одно преимущество 30 % девочек и 36 % мальчиков, два преимущества – 43 % девочек и 39 % мальчиков; выявили превосходство традиционных технологий над современными 57 % девочек и 54 % мальчиков.
Целесообразно задействовать межпредметные связи с курсом информатики для характеристики современной техносферы, анализа преимуществ и уязвимостей цифровых технологий, возможностей использования всего спектра цифровых технологий в быту, для обучения и общения, расширения кругозора.
Задание 4
Задание 4 направлено на проверку знаний о свойствах и характеристиках материалов. Были предложены для анализа используемые в строительстве домов и ремонте квартир материалы – обои, керамическая плитка, покрытие для пола, краски для внутренних и внешних работ, материал для забора и тротуарная плитка для дорожки на садовом участке.
Пример задания
Детализированные результаты выполнения задания представлены в таблице 11.
Таблица 11.
Материалы | Доля участников НИКО, успешно выполнивших задание, % | |||
Правильно указали | ||||
одно свойство / характеристику материала | два свойства / характеристики материала | одно условие использования | два условия использования | |
Обои для ремонта детской комнаты | 35 | 30 | 39 | 24 |
Керамическая плитка для стен ванной комнаты | 31 | 40 | 25 | 23 |
Краска для ремонта спальни | 34 | 36 | 30 | 21 |
Покрытие для пола в квартире | 28 | 40 | 22 | 16 |
Тротуарная плитка для дорожки в саду | 31 | 30 | 26 | 18 |
Краска для ремонта забора | 38 | 35 | 28 | 19 |
Материал для забора на садовом участке | 44 | 36 | 29 | 15 |
Плитка для ремонта пола в ванной комнате | 35 | 40 | 27 | 18 |
Можно предположить, что жизненного опыта большинства обучающихся хватило для правильного указания хотя бы одного свойства / характеристики предложенного материала. Однако у восьмиклассников в целом не сформировано понимание зависимости выбора материалов от их свойств и условий эксплуатации, т.е. их жизненный опыт не дополнен знаниями и умениями, получаемыми при изучении учебного предмета «Технология».
Необходимо в полном объеме проводить практические и лабораторные работы по изучению свойств материалов, их характеристике и сопоставлению.
Задание 5
Содержание задания 5 направлено на диагностику предметных результатов ФГОС ООО: «формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда». При разработке задания были использованы материалы атласа новых профессий (http://atlas100.ru/future/).
В основе задания таблица, в которой указаны несколько профессий, которые специалисты признали «исчезающими», и несколько профессий будущего. В первой части задания от обучающихся требовалось выбрать из предложенных одну «исчезающую» профессию, охарактеризовать ее и, показывая понимание процессов в техносфере, объяснить причины ее возможного исчезновения. Во второй части задания требовалось выбрать одну из новых профессий, охарактеризовать ее и объяснить, как ее появление и распространение может быть связано с развитием технологий.
Пример задания
В таблице 12 показаны предпочтения восьмиклассников при выборе профессий для характеристики.
Таблица 12.
«Исчезающие» профессии | % участников НИКО, выбравших профессию для характеристики | Новые профессии | % участников НИКО, выбравших профессию для характеристики |
Почтальон | 25–59* | Экоаналитик в строительстве | 68 |
Переводчик | 35–49 | Инженер производства малой авиации | 66 |
Турагент | 23–38 | Игропедагог | 65 |
Курьер | 31 | Разработчик киберпротезов | 63 |
Охранник | 30 | Проектировщик 3D-печати в строительстве | 59 |
Машинист поезда в метро | 28 | Оператор медицинских роботов | 56 |
Каскадер | 26 | Генетический консультант | 16–21 |
Экскурсовод | 26 | Проектировщик интерфейса беспилотной авиации | 20 |
Библиотекарь | 25 | Проектировщик инфраструктуры «умного дома» | 19 |
Смотритель в музее | 24 | Инженер по безопасности транспортной сети | 17 |
Билетер в театре | 21 | Проектировщик новых тканей | 17 |
Бухгалтер | 16 | Агрокибернетик | 17 |
Банковский операционист | 16 | Эксперт по здоровой одежде | 12 |
Монтировщик декораций в кино | 14 | ГМО-агроном | 8 |
Лифтер | 13 | Строитель «умных дорог» | 7 |
Штурман самолета | 7 | Архитектор энергонулевых домов | 5-6 |
*Здесь и далее приведен диапазон процентов выбора данной профессии участниками НИКО, выполнявшими разные варианты диагностической работы.
Можно предположить, что выбор профессий для характеристики основывался преимущественно на личном социальном опыте и здравом смысле обучающихся. Очевидно, с работой почтальона, курьера, охранника многие сталкиваются практически ежедневно. Также домохозяйствами востребованы интернет-сервис переводчика и услуги турагентов. «Лидеры» выбора среди новых профессий этимологически понятны, связаны с продуктами массовой культуры и компьютерными играми.
При этом объяснить, чем занимаются представители выбранной «исчезающей» профессии смогли в среднем 50 % восьмиклассников, различия в результатах выполнения этой части задания мальчиками и девочками отсутствуют. Следует отметить, что осведомленность восьмиклассников о профессиях по существу не отличается от осведомленности пятиклассников, хотя в ближайшей перспективе у восьмиклассников значимый этап определения собственной жизненной траектории – выбор между получением среднего профессионального или среднего общего образования по определенному профилю.
Предположение о том, чем занимаются представители выбранной профессии будущего, базировалось в том числе на метапредметных умениях обучающихся. Смогли высказать основательное предположение только 37 % восьмиклассников.
При анализе 1 и 2 заданий диагностической работы было отмечено отсутствие у абсолютного большинства восьмиклассников знаний о современных цифровых технологиях (в том числе аддитивных) и технологиях, основанных на цифре (робототехника, прототипирование, числовое программное управление станками, интернет вещей). Результаты выполнения задания 5 в части указания технологий, развитие которых может привести к исчезновению определенных профессий и появлению новых профессий, подтверждают приведенный вывод: смогли правильно указать технологии в среднем 33 % и 22 % участников соответственно.
Профориентация школьников, содействие осознанному выбору ими образовательной траектории – одна из важнейших задач курса технологии. На уроках необходимо говорить о массовых профессиях, личностных качествах, необходимых людям, работающим по этим профессиям, о перспективах развития техносферы и рынка труда, перспективах массовых профессий.
Задание 6