Работа с малых группах: составление памятки «Правила бесконфликтного общения» (12 минут)

       В малых группах (3-4 чел.) составляются памятки на основе анализа предыдущего упражнения (3-5 пунктов). Памятки сдаются ведущему, который озвучивает их всему классу.

Завершение занятия (3 минуты).

 

Занятие 4. Стили поведения в конфликте

Цель занятия: расширение представлений о стилях поведения в конфликте.

Материалы:  бумага для записей, ручки.

Ход занятия:

1. Приветствие (3 минуты), повторение выводов о важности контроля за собственным поведением в конфликте, объявление темы

Разминочное упражнение «Недостающий стул» (9 минут)

Ведущий приглашает к доске шесть учеников, остальные назначаются учеными-наблюдателями. Приглашенным ученикам предлагается по сигналу ведущего сесть на стоящие там пять стульев (несколько раз). Обсуждаются возможные реакции человека в подобной ситуации.

       3. Упражнение «Стили поведения в конфликте» (30 минут)

       Ведущий озвучивает пословицы, отражающие разные способы поведения людей в конфликте (при необходимости поясняя их содержание):

1. Худой мир лучше доброй ссоры

2. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит

3. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой

4. Кто спорит – тот ни гроша не стоит

5. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора

6. Кто сильнее, тот и прав

7. Слово «победа» может быть написано только на спинах врагов

8. Кто отступает, тот обращается в бегство

9. В этом мире есть только две породы людей – победители и побежденные

10. Если мы не можем заставить другого думать, как мы хотим, нужно его заставить делать, как мы хотим

11. Лучше уступить, чем врагов себе нажить

12. Не подмажешь – не поедешь

13. Убивай врагов своей добротой

14. Лаковый теленок двух маток сосет, а упрямый – и одной

15. 5 Если в тебя бросили камень – брось в ответ пушинку.

16. Рука руку моет

17. С паршивой овцы хоть шерсти клок

18. Ты – мне, я - тебе.

19. Взаимные уступки прекрасно решают дело

20. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

21. Ум хорошо, а два лучше

22. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить

23. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие

24. Чистосердечность, честность и доверие сдвигают горы

25. Копай без устали и докопаешься до истины

       Участники на листах бумаги фиксируют номер пословицы и свое согласие /несогласие с ней (+ или -). По окончанию работы ведущий кратко рассказывает о стилях поведения в конфликте (уклонение, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество), фиксируя их на доске. Участникам предлагается предугадать результаты теста, зафиксировав свои предположения рядом с ответами (5-балльная шкала). Затем проводится подсчет «плюсов»:

       По результатам подводятся итоги:

· Вопросы 1-5 – стиль уклонения («стиль страуса»)

· Вопросы 6-10 – стиль соперничества («стиль акулы»)

· Вопросы 11-15 – стиль приспособления («стиль овцы»)

· Вопросы 16-20 – стиль компромисса («стиль лисицы»)

· Вопросы 21-25 – стиль сотрудничества («стиль совы»)

       При обсуждении результатов важно подчеркнуть, что «хороших» и «плохих» итогов здесь нет. У каждого из нас есть свои «любимые» стили поведения в конфликте, однако, зная об этом и следя за своим поведением, при желании их можно изменить.

Завершение занятия (3 минуты).

 

Занятие 5. Управление конфликтом

Цель занятия: расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе знаний о стилях поведения в конфликте.

Материалы:  бумага для записей, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Приветствие (3 минуты), повторение выводов о стилях поведения в конфликте, объявление темы

2. Упражнение «Знаки» (12 минут). Организуется работа в парах (за партами). Каждая пара выбирает один из стилей поведения в конфликте и рисует эмблему, выражающая суть этого стиля. Эмблемы собирает ведущий, потом показывает классу, класс догадывается, какой стиль изображен. В случае, если какой-нибудь стиль оказался не нарисованным, обсуждается вопрос о том, какую эмблему для него можно было бы предложить.

       3. Обсуждение «Плюсы и минусы стилей поведения в конфликте» (15 минут)

       По поводу каждого стиля организуется голосование: кто считает, что этот стиль однозначно полезен (или вреден) с точки зрения результатов конфликта (отвечая на вопрос, класс делится на «сидящих и стоящих»). Получившиеся подгруппы аргументируют свою точку зрения. В случае, если точка зрения всех учащихся совпадает, ведущий предлагает для анализа ситуацию, в которой видна обратная сторона обсуждаемого стиля. Делается вывод о том, какие стили поведения в конфликте уместны в различных ситуациях.

Упражнение «Рисунок вдвоем» (12 минут)

       Группа делится на пары по принципу соседства по парте. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему (3 минуты). Затем рисунки представляются в группе, обсуждаются вопросы:

· Что нарисовано на рисунке?

· Как проходил процесс рисования?

· Какую стратегию поведения выбрал участник?

       Делается вывод о наиболее подходящих стилях поведения в ситуации товарищеских отношений, совместного решения задач.

       5. Завершение занятия (5 минут)

 

Занятие 6. Самоконтроль в конфликте

Цель занятия: расширение представлений о возможностях управления конфликтом на основе эмоциональной саморегуляции.

Материалы:  бумага для записей, ручки, цветные карандаши, коробка.

Ход занятия:

1. Приветствие (3 минуты), повторение выводов о важности контролировать собственное поведение в конфликте

Рисунок «Человек в конфликте» (12 минут)

       Ведущий предлагает представить себе человека, который в данный момент находится с кем-то в конфликте, и нарисовать его так, чтобы было понятно, что он именно конфликтует с кем-то. Рисунки не подписываются, отдаются ведущему. Ведущий показывает их классу и просит найти общие моменты. Обсуждается вопрос о том, можно ли разумно управлять своим поведением, когда тебя захлестнули эмоции.

Алфавит эмоций (10 минут)

       На доске в столбик записываются буквы алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ы, Ь). В обсуждении составляется список эмоций, возникающих в конфликте


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: