Приветствие ведущего, знакомство с классом, оформление «визиток» (5 минута)

2. Введение правил группы (10 минут). Формулирование правил групповой работы происходит на основе игры «Гомеостат». Упражнение выполняется молча. Класс становится в шеренгу, закрывает глаза, по сигналу ведущего каждый совершает прыжок вокруг своей оси в любую сторону. Задача: после прыжка оказаться смотрящими в одну сторону. После нескольких остановок игры обсуждается, кто виноват в полученных результатах. На основе обсуждения формулируются основные правила работы, которые фиксируются на ватмане.

3. Рисунок «Наш класс» (15 минут). Организуется индивидуальная работа: рисунок на тему «Наш класс». Рисунки не подписываются, сдаются ведущему. Затем ведущий показывает рисунки классу, обсуждается вопрос о том, какие отношения существуют в классе. Делается вывод о том, что для некоторых / многих эти отношения дискомфортны.

4. Работа в малых группах (10 минут). Ведущий произвольно делит класс на подгруппы, подгруппы обсуждают вопрос: «Чем мешают дискомфортные отношения в классе?». Результаты обсуждаются совместно. Делается вывод о том, что страдает и учеба, и настроение, и желание ходить в школу.

5. Завершение занятия (5 минут). Обсуждается вопрос: «Мои впечатления от занятия»

 

Занятие 2. Рефлексия сложившейся ситуации

Цель занятия: создание условий для рефлексии сложившейся в классе структуры отношений.

Материалы: правила работы группы (см. занятие 1), ватман, цветные карандаши, бумага для записей, ручки

Ход занятия:

Приветствие (1 минута)

2. Упражнение «Счет до …» (5 минут). Класс работает молча и с закрытыми глазами. Задача: досчитать до 100, не нарушив условий игры: один участник называет цифру 1, второй – 2 и т.д. до тех пор, пока одну и ту же цифру не произнесут несколько голосов, в этом случае класс считается проигравшим. На материале неудачных попыток повторяются правила работы. Ситуация «нормализуется»: на самом деле, до 100 досчитать очень трудно, но к последним занятиям мы попробуем приблизиться к 100.

3. Упражнение «Я в пространстве группы» (20 минут). На полу располагается лист ватмана (он представляет собой «пространство группы»). Каждый выбирает любой цветной карандаш и может на листе очертить пространство любого размера и любой формы, которая для него обозначает его место в группе. Области могут перекрываться. Затем обсуждаются впечатления от общей картины.

4. Индивидуальная работа «Идеальная модель» (15 минут). Организуется индивидуальная работа. Каждый получает задание нарисовать «пространство класса» таким, каким бы оно его устраивало (анонимно). Рисунки раскладываются в центре круга, обсуждаются. Ведущий подчеркивает, что комфортные отношения в классе не обязательно предполагают крепкую дружбу всех со всеми, но предполагают уменьшение количества ссор и более приятную обстановку.

5. Завершение занятия (4 минуты): обсуждение вопроса «что сегодня оказалось неожиданным?»

 

Занятие 3. Мотивирование к преодолению конфликтов

Цель занятия: создание условий для формирования мотивации к преодолению конфликтности отношений.

Материалы: правила работы группы (см. занятие 1), игровая карточка для упражнения «Болото», бумага для рисования и цветные карандаши (в случае, если этап 4 предполагает рисование).

Конец пути

           
           
           
           
           
           

Начало пути

Ход занятия:

Приветствие (1 минута)

2. Разминка «Яблоки-груши-сливы» (7 минут). Класс рассчитывается на «яблоки-груши-сливы». Игра организуется по принципу недостающего стула. Выбирается водящий. По команде водящего («Яблоки!», «Груши!» или «Сливы!») участники, составляющие соответствующую подгруппу, должны встать и поменяться местами. Задача водящего – занять стул. Оставшийся без стула становится водящим и дает следующую команду.

3. Упражнение «Болото» (30 минут). До начала упражнения на полу размечается игровое поле 6х6 квадратов (мелом или бумажным скотчем). Часть клеток представляют собой «кочки» (на них можно наступать), часть – «трясину» (на них наступать нельзя). У ведущего есть карточка с планом безопасного маршрута через болото. Класс делится на две подгруппы (случайным образом, без учета дружеских симпатий), подгруппы получают следующее задание: «Нашим группам предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново. Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, — это кочка, ведущий промолчит. Если — трясина, ведущий скажет: «Буль!» — участника засасывает болото, и он возвращается на берег. Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они — «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику. На поле может находиться только один человек из каждой подгруппы. Остальные — либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото. Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на этот берег».

       После проведения упражнения обсуждаются вопросы о том, что было причиной неудач на начальных этапах упражнения. Подчеркивается важность командной работы и неконструктивность конфликтов в ситуации командной деятельности.

4. Завершение работы (7 минут). Обсуждение: чего бы я хотел пожелать своему классу (не отдельным одноклассникам!). Если упражнение «Болото» завершилось быстро и осталось время, пожелания можно оформить в виде рисованных тематических открыток.

 

Занятие 4. Формулирование «антиконфликтного кодекса»

Цель занятия: создание условий для формирования мотивации к конструктивному общению с одноклассниками.

Материалы: правила работы группы (см. занятие 1), карточки для упражнения «Кто сказал мяу?», бумага для записей, ручки, таблички «учителя», «родители», «полицейские», ватман, маркер.

Ход занятия:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: