Рабочая программа по внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
Курса «Учись учиться»
Срок обучения: 4 года
Возраст обучающихся: 7 - 11лет
Составитель: Струнина Оксана Павловна,
учитель начальных классов
город Сокол
2015 год
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учись учиться» является адаптированной, составлена в соответствии с требованиями ФЗ от 29.12.2012, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
|
|
Кружок введен во внеурочную деятельность обучающихся, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Цель и задачи программы:
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1. Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2. Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3. Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4. Формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
5. Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
6. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
|
|
7. Формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Теоретико-методологическое обоснование программы:
Отличительными особенностями являются: определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы кружка, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Особенности возрастной группы детей:
Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
В 1 классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 - 4 классах по 34 часа (1 час в неделю).
Участники программы – обучающиеся 1, 2, 3, 4 классов.
Возраст учащихся – 7 – 11 лет.
Состав группы – 10 -15 человек отдельно взятого класса, набор детей - свободный.
Режим занятий:
1-й год обучения – 1 час в неделю – 33 часа в год;
2-й год обучения – 1 час в неделю –34 часа в год;
3-й год обучения – 1 час в неделю –34 часа в год;
4-й год обучения – 1 час в неделю –34 часа в год;
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут в 1 классе, 40 минут во 2 - 4 классах.
Ожидаемые результаты работы по программе:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
|
|
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
- одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы -личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
4. участие в интеллектуальных играх (КВН; Всероссийском математическом конкурсе-игре «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу обучения учащиеся должны уметь:
|
|
- анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
- решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
- находить несколько способов решения задач.