Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

Курса «Учись учиться»

 

 

Срок обучения: 4 года

Возраст обучающихся: 7 - 11лет

 

 

                    Составитель: Струнина Оксана Павловна,

      учитель начальных классов

 

город Сокол

2015 год

Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе.

   Рабочая программа внеурочной деятельности «Учись учиться» является адаптированной, составлена  в соответствии с требованиями ФЗ от 29.12.2012, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г.

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы                                                             в образовательный процесс:

Кружок введен во внеурочную деятельность обучающихся, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

   Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Цель и задачи программы:

  Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

  Основные задачи:

1. Развивать мышление в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2. Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3. Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4. Формировать навыки творческого мышления и развивать умения ре­шать нестандартные задачи;

5. Развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

6. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7. Формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Теоретико-методологическое обоснование программы:

Отличительными особенностями являются: определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы кружка, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

 

Особенности возрастной группы детей:

Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

В 1 классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 - 4 классах по 34 часа (1 час в неделю).

Участники программы – обучающиеся 1, 2, 3, 4 классов.

Возраст учащихся – 7 – 11 лет.

Состав группы – 10 -15 человек отдельно взятого класса, набор детей - свободный.  

Режим занятий:

1-й год обучения – 1 час в неделю – 33 часа в год;

2-й год обучения – 1 час в неделю –34 часа в год;

3-й год обучения – 1 час в неделю –34 часа в год;

4-й год обучения – 1 час в неделю –34 часа в год;

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут в 1 классе, 40 минут во 2 - 4 классах.

 

Ожидаемые результаты работы по программе:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
  • одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

 

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

       

Но основной показатель качества освоения программы -личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.

 

 

Основные формы учета знаний и умений:

1. тестирование (проводится в начале и конце учебного года);

2. участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;

3. участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

4. участие в интеллектуальных играх (КВН; Всероссийском математическом конкурсе-игре «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)

 

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
  • решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
  • находить несколько способов решения задач.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: