Тематическое планирование (4 год обучения)

Тема, тип занятия, форма проведения Основные виды учебной деятельности учащихся Универсальные учебные действия Контрольно-оценочная деятельность
1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

Личностные УУД:

определять и

высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь а общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

проговаривать

последовательность действий.

учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать                     эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

делать предварительный отбор источников информации:           ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

перерабатывать полученную информацию:           делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- перерабатывать полученную информацию:           сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

читать и пересказывать текст.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Стартовый контроль Диагностика
2 Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. Прогностический контроль
3 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Самооценка Самоконтроль
4 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Рефлексивный контроль
5 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
6 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
7 Развитие пространственного воображения. Работа со счетными палочками. Прогностический контроль
8 Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
9 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Прогностический контроль
10 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Прогностический контроль
11 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Самооценка Самоконтроль
12 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. Рефлексивный контроль
13 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
14 Развитие пространственного воображения. Работа со счетными палочками. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
15 Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. Прогностический контроль
16 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Прогностический контроль
17 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
18 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Прогностический контроль
19 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Прогностический контроль
20 Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
21 Развитие пространственного воображения. Работа со счетными палочками. Прогностический контроль
22 Развитие логического мышления. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
23 Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Прогностический контроль
24 Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
25 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
26 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
27 Поиск закономерностей. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
28 Развитие пространственного воображения. Работа со счетными палочками. Прогностический контроль
29 Развитие логического мышления. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
30 Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Прогностический контроль
31 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. Прогностический контроль
32 Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Прогностический контроль
33 Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
34 Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. Игра «Самый умный» (конкурс эрудитов) Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года (Выявление уровня развития познавательных процессов) Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль Итоговый контроль Диагностика

Содержание программы 4 класс:

 

В  4 классе продолжают развиваться и тренироваться основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.           

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей. Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 40 минут.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

 

Обеспечение программы:

Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе.

«Мозговая гимнастика» (2 минуты).

«Разминка» (3-5 минут).

«Тренировка психических механизмов лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения» (10 минут).

«Корректирующая гимнастика» (1-2 минуты).

«Логически-поисковые задания» (10 минут).

«Веселая перемена» (2-3 минуты).

«Решение нестандартных задач» (10-15 минут).

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  Степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности).

 

Динамика развития познавательных способностей учащихся за год оценивается                                      с помощью таблицы 5, данные в которую заносятся на занятиях № 1 и № 36.

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

-      степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

-      поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

-      результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

-      косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Таблица 5

 

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

  Задание

№1

№ 2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

 

 

 

Фамилия,

имя

Колич.

букв за

2 мин.

 

Колич.

рисунков, изображённых

 

Зрит.

Слух.

Способн.

к сравнению (цифры)

кол-во

 

Способн.

устанавл.

связи (аналогия)

 

Способн.

к анализу (закон.)

 

 

 

Способн.

рассуж­дать (задача)

Количество

правильно неправильно точно соответств. цветом

рисунков

слов правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно
1 2 3 4 5 6

7

8 9 10 11 12 13 14 15 16
           

 

                 
                                 

 

Предполагаемые результаты:

· развитие основных мыслительных способностей учащихся;

развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

· развитие речи;

становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

· снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

высокая степень познавательной активности учащихся.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

 

Список литературы:

Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: 1-4 классы. В 2-х частях. /О.А. Холодова. – М.: Издательство РОСТ, 2012-2013

Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 1-4 классы. Курс «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2012-2013

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: