Роль информации в жизни общества, государства, организации и личности.
Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации
Информационные революции:
Первая- изобретение письменности. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе.
Вторая- изобретение книгопечатания. Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний.
Третья- изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие передавать и накапливать информацию в значительных объемах.
Четвертая- изобретение вычислительной техники и появление персонального компьютера, создание сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме.
|
|
Сегодня мы переживаем пятую- формирование и развитие трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей. (например, Интернет). Неимоверно возрасли скорости и объемы обрабатываемой информации, появились новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации.
Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.
Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства.
Информационное общество и его правовое регулирование.
Информационное общество - общество, в котором доминирует информационный сектор экономики, следующий за тремя секторами: сельским хозяйством, промышленностью, экономикой услуг.
Основные направления правового регулирования отношений в области массовой информации:
· Обеспечение гарантий в области массовой информации;
· Организация деятельности СМИ;
· Распространение массовой информации;
· Отношения СМИ с гражданами, организациями;
· Межгосударственное сотрудничество в области СМИ;
· Ответственность за нарушение законодательства о СМИ.
|
|
Правоотношения в сфере СМИ можно поделить на:
· Внутренние – отношение между учредителями, редакцией, издателем, распространителем и собственником СМИ;
· Внешние – возникают в связи с деятельностью СМИ и третьими лицами.
4. Каналы распространения информации.
Канал распространения информации — это наличие связи, по которой информация движется от коммуниканта к рецепиенту. Коммуникационный канал предоставляет коммуниканту и реципиенту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.
В теории коммуникативистики каналы распространения информации являются материальным воплощением сообщений, поэтому принято говорить, что коммуникационные каналы - это материальная сторона социальной коммуникации.
Коммуникационные каналы подразделяются на два вида:
• каналы личной (прямой) коммуникации;
• каналы неличной (непрямой) коммуникации.
Каналы личной коммуникации отличаются следующими характеристиками:
• в них участвуют два или более лиц;
• эти лица непосредственно контактируют друг с другом.
Имеются три вида каналов личной коммуникации:
1. разъяснительно-пропагандистский;
2. экспертно-оценочный;
3. общественно-бытовой.
Каналы неличной коммуникации предполагают передачу информации без личного контакта и обратной связи. К видам этих каналов можно отнести:
• средства массового и избирательного воздействия: средства массового воздействия - на широкие круги; средства избирательного воздействия - на определенную целевую аудиторию;
• специфическая атмосфера - понимают среду, которая специально создается;
• мероприятия событийного характера представляют собой специально организованные мероприятия, которые должны донести до аудитории определенную информацию.
Для каналов неличной коммуникации характерен двухступенчатый поток информации: на первой ступени идея должна усваиваться лидерами мнений, на второй - остальными представителями контактной аудитории. Целесообразность такой структуры информационного потока при неличных коммуникациях обусловлена следующими причинами:
• мнение всей общественности формируют именно лидеры мнений поэтому они относятся к первичной аудитории;
• внутри каждого общественного класса идея распространяется от лидера к остальной аудитории (люди общаются с себе подобными, поэтому идеи исходят от высших слоев данного класса к низшим);
• идея должна создаваться исходя из предыдущего воздействия на лидеров (например, фармацевтическая фирма первоначально должна обратить внимание на ведущих врачей).
Личные каналы эффективны в таких случаях:
• для малого бизнеса ввиду ограниченности средств;
• при высокой степени концентрации потребителей;
• при продаже дорогостоящих товаров или товаров повышенного риска;
• при необходимости демонстрации товара в действии;
• при необходимости учета личных требований заказчика и изменения при этом товара.
Личная коммуникация приводит к одному очень существенному результату, недоступному безличным коммуникациям: она устанавливает прямой контакт покупателя и продавца (или агента). Результатом этого является возможность установления длительных контактов, внесения изменений в цену, получение обратной связи и др.
В применении к работе веб-центра каналы распространения информации понимаются как визуализированные направленные графы маршрута распространения информации по социальной сети.