Дом Шрёдер. 1924 г. Утрехт

Тео ван Дусбург.

Симультанная шашечная

Композиция.

Около 1929—1930 гг.

Музей современного

Искусства, Нью-Йорк.

Пит Мондриан.

Нью-Йорк-сити. 1941—1942 гг.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

области искусства, предлагая везде и всюду следовать порядку, про­стоте и ясности.

В первом же номере журнала, названного по имени группы, Монд­риан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи» — так появился термин «неопластицизм». В этой и в других теоретических ра­ботах (например, в книге «Искусст­во и жизнь. Новое искусство — новая жизнь», 1931 г.) мастер на­стойчиво утверждал, что гармонию мира можно отразить только прямо­угольными абстрактными компози­циями.

В так называемых ярких полот­нах насыщенные цветом гладкие плоскости Мондриан заключал в жёсткую чёрную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свечения цвета («Композиция красного, жёл­того, синего и чёрного», 1921 г.). В 30-х гг. художник разрывал или уд­ваивал чёрную линию, стремясь к более резким контрастам. При этом в отличие от «ярких» работ он ограничивался двумя, а чаще одним цве­том («Композиция с синим», 1937 г.). По мнению Мондриана, «цвет дол­жен быть свободен от индивидуаль­ности, от личных эмоций, он дол­жен выражать лишь всеобъемлющий покой». Своими цветными «решётка­ми» мастер оформил и интерьер собственной мастерской в Париже, куда переехал в 1919 г.

Несмотря на внимание публики к неопластическим работам и регуляр­ное участие художника в выставках, средства к существованию ему до­ставляли акварельные натюрморты с цветами. Лишь спустя десять лет аб­стракции Мондриана стали нахо­дить спрос, но материального благо-

Пит Мондриан.

Композиция с синим. 1937 г.

Художественный музей, Гаага.

Пит Мондриан.

Бродвей буги-вуги. 1942 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: