Тео ван Дусбург.
Симультанная шашечная
Композиция.
Около 1929—1930 гг.
Музей современного
Искусства, Нью-Йорк.
Пит Мондриан.
Нью-Йорк-сити. 1941—1942 гг.
Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.
области искусства, предлагая везде и всюду следовать порядку, простоте и ясности.
В первом же номере журнала, названного по имени группы, Мондриан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи» — так появился термин «неопластицизм». В этой и в других теоретических работах (например, в книге «Искусство и жизнь. Новое искусство — новая жизнь», 1931 г.) мастер настойчиво утверждал, что гармонию мира можно отразить только прямоугольными абстрактными композициями.
В так называемых ярких полотнах насыщенные цветом гладкие плоскости Мондриан заключал в жёсткую чёрную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свечения цвета («Композиция красного, жёлтого, синего и чёрного», 1921 г.). В 30-х гг. художник разрывал или удваивал чёрную линию, стремясь к более резким контрастам. При этом в отличие от «ярких» работ он ограничивался двумя, а чаще одним цветом («Композиция с синим», 1937 г.). По мнению Мондриана, «цвет должен быть свободен от индивидуальности, от личных эмоций, он должен выражать лишь всеобъемлющий покой». Своими цветными «решётками» мастер оформил и интерьер собственной мастерской в Париже, куда переехал в 1919 г.
|
|
Несмотря на внимание публики к неопластическим работам и регулярное участие художника в выставках, средства к существованию ему доставляли акварельные натюрморты с цветами. Лишь спустя десять лет абстракции Мондриана стали находить спрос, но материального благо-
Пит Мондриан.
Композиция с синим. 1937 г.
Художественный музей, Гаага.
Пит Мондриан.
Бродвей буги-вуги. 1942 г.