Цель — это ожидаемый результат, то, чего хотят достичь медсестра и пациент по определенной проблеме

Требования к постановке целей:

■ должны быть сосредоточены на пациенте;

■ должны быть реальными, достижимыми;

■ должны быть поставлены так, чтобы их можно было оценить.

 

 

6. Четвертый этап сестринского процесса

Цель этапа — обеспечение соответствующего ухода за пост­радавшим, обучение и консультирование. Медсестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны на:

Ø знании цели;

Ø индивидуальном подходе, безопасности;

Ø обеспечении конфиденциальности, уважении лич­ности;

Ø поощрении пациента к самостоятельности.

Потребность пациента в помощи может быть:

Временной — рассчитана на короткий период времени, когда

существует дефицит самоухода.

Постоянной — требует помощи на протяжении всей жизни (ампутация конечности, травма позвоночника).

Реабилитирующей — процесс длительный, иногда всю жизнь (ЛФК, массаж, гимнастика).

Образовательной — процесс обучения родственников и са­мого пациента.

4-й этап — это выполнение действий, направленных на достижение цели. Включает то, что сестра делает для челове­ка вместе с ним и в интересах его здоровья.

Категории сестринских вмешательств:

Ø независимое — сестра выполняет по собственной ини­циативе на основе своих знаний и умений мероприятия по лич­ной гигиене, обучение пациента навыкам самоухода, беседы о ЗОЖ;

Ø зависимое — сестра выполняет письменные предписа­ния врача, здесь она выступает в роли сестры-исполнителя (выполнение инъекции, раздача лекарств соответственно ли­сту назначения);

Ø взаимозависимое — предусматривает совместную дея­тельность сестры с другими специалистами (врачом, работа сестры в операционном блоке, с инструктором ЛФК, диетсе­строй).

 

7. Пятый этап сестринского процесса

 

Включает:

1. оценку реакции пациента на уход:

Ø улучшение (желание общаться, улучшение настроения, аппетита, облегчение дыхания);

Ø ухудшение (бессонница, депрессия, диарея);

Ø прежнее состояние (слабость, трудности при ходьбе, агрессия);

2. оценку действий самой сестрой (результат достигнут, частично достигнут, не достигнут);

3. мнение пациента или его семьи (улучшение состояния, ухудшение, без изменений);

4. оценку действий сестрой-руководителем (достижение цели, коррекция плана ухода).

 

 

Примеры формирования проблемы и цели:

Проблема Цель
Пациент не понимает опасности курения Пациент понимает опасность курения
Пациент не знает о возможных осложнениях своего заболевания Пациент знает о возможных осложнениях своего заболевания
Пациент забывает дома регулярно принимать лекарства Пациент регулярно дома прини­мает лекарства, назначенные врачом
Пациент не знает принципов ра­ционального питания Пациент знает принципы рацио­нального питания
Пациент не может самостоятельно принимать пищу Пациент своевременно принима­ет пищу с помощью медсестры или родственников
Пациент испытывает дискомфорт при осуществлении физиологиче­ских отправлений в непривычном положении Пациент не испытывает диском­форта, принимает помощь мед­сестры или родственников
Пациент не понимает необходи­мости соблюдения постельного режима Пациент понимает необходи­мость соблюдения и соблюдает постельный режим
Пациент испытывает дискомфорт из-за нарушения привычного био­логического ритма (дефицит сна) Пациент спит не менее 8 часов в сутки
Пациент не может осуществить самоуход из-за высокой темпера­туры Пациент осуществляет самоуход при помощи медсестры или род­ственников
Пациент испытывает трудности при осуществлении личной ги­гиены в постели из-за тяжелого состояния Пациент получает помощь мед­сестры или родственников при осуществлении личной гигиены в постели

 

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В НОРМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ

Проблема Цель Вмешательства
Пациент не понимает опасности курения Пациент понимает опасность курения 1. Провести беседу о вреде курения, обеспечить необходимой литературой. 2. Обучить приемам отказа от курения 3. Привлечь специалистов для проведения иглорефлексотерапии, аутотренинга 4. Рекомендовать занятия спортом, хобби.
Пациент испытывает страх удушья при приступе бронхиальной астмы Пациент не испытывает страх удушья при приступе бронхиальной астмы 1. Провести беседу о правильном поведении во время приступа удушья 2. Научить пациента пользоваться карманным ингалятором 3. Научить применять отвлекающие процедуры 4. Обеспечить психологическую поддержку пациенту 5. Проконтролировать уровень владения приемами самопомощи при удушье 6. Обеспечить консультацию клинического психолога.

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В АДЕКВАТНОМ ПИТАНИИ И ПИТЬЕ

У пациента отсутствует (снижен) аппетит из-за болезни Пациент принимает достаточное количество пищи 1. Провести беседу о диетическом и адекватном питании 2. Рекомендовать родственникам обеспечить пациента любимыми блюдами 3. Познакомить родственников с требованиями кулинар­ной обработки при приготовлении диетических блюд. 4. Создать комфортные условия при приеме пищи (подго­товить прикроватный столик, вымыть руки пациенту перед едой, сервировать). 5. Рекомендовать пациенту соблюдать режим питания
 Пациент испытывает чувство брезгливо­сти к больничной пище Пациент обеспечен домашней пищей 1. Уточнить любимые блюда пациента. 2. Рекомендовать родственникам обеспечивать пациента домашней пищей согласно лечебному питанию. 3. Сервировать

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОТПРАВЛЕНИЯХ

1. Пациент испытывает потребность посе­щения туалета но­чью Пациент посещает туалет в любое время 1. Переместить пациента в палату ближе к туалету или в индивидуальную. 2. Обеспечить освещением при посещении туалета. 3. Обеспечить пациента судном, мочеприемником, памперсами. 4. Рекомендовать снизить употребление жидкости в ве­чернее время и перед сном
Пациент испытывает дискомфорт при осуществлении фи­зиологических от­правлений в судно Пациент не испытыва­ет неудобства при осуществлении фи­зиологических от­правлений в судно 1. Обеспечить пациента ширмой, судном, туалетной бу­магой, одноразовыми салфетками или полотенцами. 2. Убедить пациента в доверительном отношении к мед­сестре при выполнении манипуляции. 3. Рекомендовать родственникам принести памперсы. 4. Обучить пациента пользоваться судном, одевать пам­персы. 5. Поощрять пациента к самостоятельному пользованию судном, памперсами

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В ДВИЖЕНИИ

 Ограничение само­стоятельного пере­движения из-за... (слабости, травмы, возраста) Пациент самостоя­тельно передвигается с помощью подруч­ных средств 1. Обеспечить пациента подручными средствами для пе­редвижения (костыли, ходунки). 2. Обучить пациента пользоваться подручными средства­ми. 3. Сопровождать пациента при перемещении. 4. Провести беседу с окружающими по оказанию помощи пациенту при передвижении
 Боязнь упасть при передвижении Пациент не боится передвигаться само­стоятельно 5. Обеспечить пациента подручными средствами для пе­редвижения (костыли, ходунки, кресло-каталка). 6. Обеспечить максимально нормальную окружающую обстановку (сухой пол, освещение). 7. Рекомендовать родственникам пациента обеспечить его удобной обувью и одеждой. 8. Поощрять пациента к самостоятельному перемещению. 9. Дать пациенту выражать свои опасения и страхи при передвижении  

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В СНЕ

Пациент плохо спит вследствие наруше­ния привычного биологического ритма Пациент спит не ме­нее 8 часов в сутки 1. Провести беседу с пациентом о необходимости полноценного сна. 2. Обеспечить сон в одни и те же часы. 3. По возможности не будить пациента, пока не проснет­ся сам. 4. Контролировать соблюдение индивидуального режима пациента
 У пациента тревож­ный сон из-за боли У пациента спокой­ный сон не менее 8 часов в сутки 1. Показать и обеспечить положение, облегчающее боль. 2. Рекомендовать пациенту применять внешние отвле­кающее факторы (поглаживание, сдавливание болевых участков); обучить методам релаксации. 3. Создать постельный комфорт, не будить, пока сам не проснется. 4. Применять обезболивающие средства по назначению врача

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В ПОДДЕРЖАНИИ НОРМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

 Пациент не может самостоятельно со­греться из-за озноба Пациент согрет, обес­печен теплом 1. Укрыть дополнительным одеялом, пледом. 2. Согреть грелками. 3. Обеспечить и напоить пациента горячим витаминизи­рованным питьём (молоко, чай, отвар шиповника). 4. Обеспечить строгий постельный режим. 5. Измерять температуру тела и регистрировать её в тем­пературном листе
Пациент не может осуществить само- уход из-за высокой температуры тела Пациент получает помощь медсестры или родственников 1. Изолировать пациента ширмой. 2. Приготовить предметы ухода для осуществления лич­ной гигиены в постели. 3. Обучить родственников правилам ухода за лежачим пациентом. 4. Помогать родственникам в осуществлении личной ги­гиены. 5. Контролировать физиологические отправления: моче­испускание, опорожнение кишечника. 6. Обеспечить гигиенические условия в палате (уборку, проветривание)

ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА В ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ

 Пациент испытывает трудности при выполнении личной гигиены в постели из-за тяжелого со­стояния Пациент получает помощь медсестры или родственников при осуществлении личной гигиены в постели 1. Провести беседу с пациентом и родственниками о пра­вилах проведения личной гигиены. 2. Обеспечить предметами ухода для гигиенических ме­роприятий. 3. Обучить родственников правилам ухода за лежачим пациентом. 4. Поощрять желание пациента самостоятельно осуществ­лять личную гигиену
 Пациент не может самостоятельно чис­тить зубы из-за сла­бости Пациент получает помощь медсестры при чистке зубов 1. Провести беседу с пациентом о необходимости приня­тия помощи медсестры или родственников. 2. Приготовить предметы ухода для чистки зубов. 3. Оказать помощь при обработке полости рта

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В ПОДДЕРЖАНИИ БЕЗОПАСНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 Пациент не знает факторов риска, влияющих на здоро­вье Пациент знает факто­ры риска, влияющие на здоровье 1. Выяснить у пациента его образ жизни. 2. Провести беседу о факторах риска, влияющих на здо­ровье. 3. Рекомендовать и обеспечить необходимой литературой. 4. Пригласить для консультации диетолога, психотера­певта, инструктора ЛФК
 У пациента дефицит знаний о здоровом образе жизни (ЗОЖ) Пациент знает и по­нимает основы здо­рового образа жизни 1. Провести беседу с пациентом о необходимости оздо­ровления. 2. Составить план мероприятий по оздоровлению пациен­та (двигательной активности, закаливания, правильного питания, активного отдыха, психической саморегуля­ции). 3. Познакомить пациента с людьми, ведущими ЗОЖ. 4. Обеспечить литературой о ЗОЖ

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В ОБЩЕНИИ

 У пациента дефицит общения с семьей из- за снижения слуха Пациент общается с семьей 1. Рекомендовать родственникам приобрести слуховой аппарат. 2. Научить пациента способам невербального общения. 3. Обеспечить регулярные консультации сурдолога. 4. Провести беседу с родственниками по психологической поддержке пациента. 5. Провести беседу по адаптации пациента в новых усло­виях жизни. 6. Обеспечить пациента принадлежностями для письмен­ного общения с окружающими. 7. Рекомендовать родственникам чаще посещать пациента
Пациент испытывает дискомфорт в обще­нии из-за снижения зрения Пациент свободно общается 1. Провести беседу по адаптации пациента в новых усло­виях жизни. 2. Обеспечить регулярные консультации окулиста. 3. Сопровождать пациента во время передвижения по отделению. 4. Обеспечить пациенту свободу передвижения и сухость пола. 5. Провести беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки пациента. 6. Рекомендовать родственникам чаще посещать пациента. 7. Рекомендовать родственникам организовать досуг и занятие любимым делом

ПОТРЕБНОСТЬ ПАЦИЕНТА В ТРУДЕ, ОТДЫХЕ

 Пациент испытывает страх за будущее своей семьи из-за за­болевания Пациент адаптирован к сложившейся ситуации 1. Провести беседу о возможностях адаптации пациента в его состоянии. 2. Провести беседу с родственниками о необходимости моральной поддержки и повышении качества жизни близкого человека. 3. Познакомить пациента с другими людьми с анало­гичной проблемой. 4. Рекомендовать пациенту литературу и курсы для адаптации в жизни, работе и быту после выписки

 

Контрольные вопросы

1. Определение понятия «сестринский процесс».

2. Цель и этапы сестринского процесса.

3. Цель первого этапа сестринского процесса. Источники информации о пациенте.

4. Субъективный метод обследования пациента.

5. Объективный метод обследования пациента.

6. Классификация проблем пациента:

7. по времени появления;

8. по характеру реакции пациента на болезнь и свое состо­яние;

9. по приоритетности.

10. Определение целей сестринского ухода.

11. Четвертый этап сестринского процесса.

12. Категории сестринских вмешательств.

13. Оценка эффективности сестринского процесс

Выберите один правильный ответ.


1. Метод организации и практического осуществления мед­сестрой своей обязанности по обслуживанию пациента

а. диагностика болезней

б. лечебный процесс

в. сестринский процесс

г. профилактика заболеваний

2. Второй этап сестринского процесса

а. сестринское обследование

б. установление проблем пациента

в. планирование объема сестринских вмешательств

г. определение целей сестринского ухода

3. Оценка сестринского процесса позволяет определить

а. быстроту сестринского ухода

б. продолжительность болезни

в. качество сестринского ухода

г. причины болезней

4. Субъективный метод сестринского обследования

а. расспрос пациента

б. определение отеков

в. измерение АД

г. осмотр пациента

5. Третий этап сестринского процесса

а. обследование пациента

б. установление проблем пациента

в. выполнение сестринских вмешательств

г. составление плана ухода

6. Цель первого этапа сестринского процесса

а. обследование пациента

б. составление плана ухода

в. выполнение сестринских вмешательств

г. оценка качества сестринского ухода

7. Сестринский процесс — метод организации оказания помощи

а. неотложной

б. медицинской

в. сестринской

г. клинической

8. Оценка состояния пациента — этап сестринского про­цесса

а. первый

б. второй

в. третий

г. четвертый

9. Определение потребностей пациента сестра определяет в период

а. обследования пациента

б. постановки целей ухода

в. определения объема сестринских вмешательств

г. реализации плана сестринских вмешательств

10. Беседа с пациентом — метод обследования

а. объективный

б. субъективный

в. дополнительный

г. клинический

11. Измерение роста и определение массы тела — метод обследования

а. субъективный

б. объективный

в. дополнительный

г. клинический

12. Исследования ЧДД, пульса, АД — метод обследова­ния пациента

а. дополнительный

б. объективный

в. клинический

г. субъективный

13. Физиологические отправления оценивают состояние пациента

а. эмоциональное

б. психологическое

в. социальное

г. физическое

14. Антропометрическое исследование включает опре­деление

а. массы тела

б. температуры тела

в. пульса

г. АД

15. Подвижность — состояние пациента

а. психическое

б. физическое

в. социальное

г. духовное

16. Приоритетная физиологическая проблема пациента

а. боль

б. беспокойство

в. слабость

г. отсутствие аппетита

17. Неполная информация о пациенте — проблема

а. действительная

б. промежуточная

в. потенциальная

г. временная

18. Неудовлетворенные проблемы человека

а. желания

б. способности

в. возможности

г. потребности

19. Документирование первого этапа сестринского про­цесса — условие

а. непрерывное

б. необязательное

в. обязательное

г. временное

20. Документирование этапов сестринского процесса осу­ществляют в

а. медицинской карте наблюдения за пациентом

б. амбулаторной карте

в. листе назначения

г. сестринской истории пациента

21. Данные лабораторных исследований — источник ин­формации

а. первичный

б. субъективный

в. дополнительный

г. основной

22. Выполнение сестринских вмешательств — этап СП

а. первый

б. второй

в. третий

г. четвертый

23. Социальная проблема пациента

а. конфликт в семье

б. недержание мочи

в. страх операции

г. нарушение сна

24. Психологическая проблема пациента

а. нарушение сна

б. невозможность посещать церковь

в. боязнь потери работы

г. безработица

25. Потенциальная физиологическая проблема пациента

а. риск появления опрелостей

б. недержание мочи

в. риск суицидальной попытки

г. нарушение сна

26. Физиологическая проблема пациента

а. нарушение сна

б. невозможность посещать церковь

в. боязнь потери работы

г. материальные трудности

27. Цель сестринского процесса

а. сбор информации о пациенте

б. обеспечение достойного качества жизни

в. установление характера сестринский вмешательств

г. оценка качества сестринского ухода


 

 

Антропометрические исследования




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: