Методики диагностики готовности к школе
Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург
Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ (Если испытуемый мальчик, то в рассказе фигурируют мальчики, и картинки используют с изображением мальчиков. Для девочки ситуация подбирается соответственно)
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается картонка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив)
Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
|
|
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа задаются вопросы:
- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.
- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов
Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу. По наибольшему количеству выборов определяются доминирующие мотивы. Пример заполнения таблицы приведен ниже.
|
|
Методика «Рисунок школы»
Для проведения теста каждому ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов:
Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма.
2 балла — в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.);
0 баллов — рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный);
1 балл — в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
2. Линия и характер рисунка.
2 балла — объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;
0 баллов — объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;
1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.
3. Сюжет рисунка.
2 балла — симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов,
оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;
0 баллов — асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений); отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года — осень, зима (темное небо, идет
дождь или снег); время суток — ночь или вечер;
1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.
Анализ результатов
6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;
4-2 балла — у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;
1-0 баллов — у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
1.