Теоретические основы изучения культурной экологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ». 4

ГЛОССАРИЙ.. 5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЭКОЛОГИИ.. 6

1.1. Экология как наука. 6

Контрольные вопросы.. 20

Тестирование. 20

СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.. 22

1.1. Законодательство в сфере охраны природного и культурного наследия. 22

1.2. Международные природоохранные организации. 24

Контрольные вопросы.. 26

Тестирование. 26

СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 28

1.1 История заповедного дела. Система особо охраняемых природных территорий России. 28

1.2 Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях. 33

1.3 Сохранение культурного наследия Российской Федерации. 34

Контрольные вопросы.. 43

Тестирование. 43

4. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА.. 46

1.1. Понятие «культурный ландшафт». 46

1.2. Культурный ландшафт как объект наследия. 48

Контрольные вопросы.. 51

Тестирование. 51

ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА: НАСЛЕДИЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА.. 52

1.1. Город как специфическая искусственная среда обитания. 52

1.2. Судьба и развитие российских городов — исторических памятников. 54

1.3. Музеи и их роль в охране памятников истории и культуры.. 56

Контрольные вопросы.. 59

Тестирование. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 61

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 62

 

ВВЕДЕНИЕ

Электронное учебное пособие по дисциплине «Культурная экология» направлено на формирование профессиональных и общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО 3+) по уровню бакалавриата:

ОК-6 способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права.

ОПК-1 способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права.

 ПК-10 готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий.

Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавров: 43.03.02 «Туризм», по профилю «Туризм на водном транспорте» может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций. В электронном учебном пособии содержится глоссарий, лекционный материал, контрольные вопросы по разделам, тестовые задания для проведения промежуточного тестирования.

Изложены основные концепции культурной экологии.

Цель электронного учебного пособия – учебно-методическое обеспечение дистанционного освоения ученой дисциплины «Культурная экология» обучающимися по направлению подготовки бакалавров 43.03.02 «Туризм»,

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.

Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Культурная экология» (Б1.В.ДВ.7.1) является дисциплиной по выбору вариативной части блока Б1. Изучается на 3 курсе, в 5 семестре.

Освоение дисциплины сопряжено с изучением учебных дисциплин «Культурология», «География», «Политология» и «Социология», «Город и городская среда», «Туристское ресурсоведение», «Человек и его потребности», «Краеведческие основы экскурсионно-туристической деятельности».

Дисциплина опирается на прямые и обратные связи с дисциплинами: «Безопасность жизнедеятельности», «Музеология», «Туристский комплекс России». Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Экскурсоведение».

Планируемые результаты обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

общие культурно-ценностные ориентиры; историко-культурное наследие России; общие культурно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие России.

Уметь:

давать оценку экологического, экономического и социального значения природного наследия в разных странах и регионах; давать оценку экологического, экономического и социального значения культурного наследия в разных странах и регионах; пропагандировать в широкой общественности уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям различных народов.

Владеть:

методами философских, исторических и культурологических исследований; навыками обеспечения экологической безопасности в своей профессиональной деятельности; приемами и методами разработки современного турпродукта, маршрутов эко-туров на территории культурного наследия РФ.

 

Объем дисциплины по видам учебных занятий

Объем дисциплины составляет. Объем дисциплины составляет 3 зачетных единицы, всего 108 часов, из которых 51 час составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (17 часов занятия лекционного типа, 34 часа практические занятия).

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

термин определение термина
аутэкология изучает пределы существования особей, организмов в окружающей среде, ответные реакции организмов на действие факторов внешней среды
биосфера оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности, а также совокупность её свойств как планеты, где создаются условия для развития биологических систем; глобальная экосистема Земли.
геоэкология наука, изучающая взаимодействия организмов и среды их обитания с точки зрения их географической принадлежности, рассматриваются геосистемы разного уровня организации и их антропогенные изменения
демэкология наука, изучающая взаимосвязь организмов одного вида между собой и с окружающей средой. Главной задачей данного раздела экологии является изучение динамики численности популяций.
культурная экология  наука, изучающая адаптации человека к социальной и физической среде
прикладная экология  комплексная дисциплина, связанная с различными областями деятельности человека и взаимоотношениями между человеческим обществом и природой. Изучает взаимосвязи агроэкосистем, техносферы с окружающей средой.
синэкология наука, изучающая взаимодействия между особями разных видов с окружающей средой и между собой.
социальная экология рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе «общество — окружающая среда».
экология наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой
экология биосферы наука, изучающая закономерности формирования и развития биосферы как области существования живого вещества на планете, а также глобальные процессы, происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере, и влияние деятельности человека на эти процессы
экология человека наука об управлении взаимодействием внешней среды и человека и достижении гармонии между ними

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЭКОЛОГИИ

 

       Цель раздела: формирование знаний об основах культурной экологии.

Экология как наука

Наука «экология» (греч. oikos — жилище, местопребывание, logos — наука) возникла в конце XIX в., она представляла собой учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Впервые этот термин был введен в научный обиход немецким зоологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология» (1866 г.). Становлению экологии как науки предшествовало наличие обширных сведений о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни. Со временем возникло понимание того, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать.

С момента своего возникновения экология представляется как наука динамическая, непосредственным образом связанная с теорией естественного отбора. К 90-м гг. XIX в. сочетание «экология природы» начинает широко использоваться специалистами. На рубеже XIX–XX вв. экология выступает как цельная система, свидетельствующая о зарождающейся биологической картине мира.

В первой половине XX в. под экологией понимали биологическую узконаправленную науку, однако начиная с 60-х гг. ее начали рассматривать в социокультурном аспекте. В это время человечество столкнулось с проблемами «глобального экологического кризиса»: развитием промышленности, индустриализацией, научно-технической революцией, массовым уничтожением лесов, строительством заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций и т. д. Все это привело к тому, что перед мировым сообществом возник вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Поворотным этапом в трансформации предмета исследования экологии явилось введение новой дисциплины — экологии человека. До этого времени человек в экологии не рассматривался, поскольку считался существом социальном, стоящим вне и над природой. С этого момента экология начала осмысливаться не только как биологическая наука, но и как духовно-нравственная ориентация науки в целом. Экологическая проблематика потребовала новых ценностных акцентов, расширяя и углубляя традиционно рассматриваемые ею сферы изучения.

На сегодняшний день экология является комплексной наукой, изучающей условия возникновения, формирования и функционирования живых систем всех уровней организации — от организма до биосферы в целом — и их взаимоотношения с окружающей средой. При этом человек рассматривается одновременно как неотъемлемая часть природы и как мощный экологический (антропогенный) фактор.

Современная экология имеет в своей структуре следующие разделы: классическая экология, геоэкология, экология человека, социальная экология, прикладная экология.

1. Классическая экология (общая, биологическая) — изучает естественные биологические системы всех уровней организации, их взаимодействие с окружающей средой.

Классическая (общая) экология содержит следующие разделы:

 Факториальная экология — изучает факторы среды и закономерности их воздействия на живые организмы.

 Экология организмов (особей) — аутэкология (от греч. аutos — сам) — изучает пределы существования особей, организмов в окружающей среде, ответные реакции организмов на действие факторов внешней среды.

Экология популяций — демэкология (от греч. demos — народ) — рассматривает взаимосвязь организмов одного вида между собой и с окружающей средой. Главной задачей данного раздела экологии является изучение динамики численности популяций.

 Учение об экосистемах — синэкология (от греч. syn — вместе), экология биогеоценозов — рассматривает взаимодействия между особями разных видов с окружающей средой и между собой.

Экология биосферы — изучает закономерности формирования и развития биосферы как области существования живого вещества на планете, а также глобальные процессы, происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере, и влияние деятельности человека на эти процессы.

2. Геоэкология — изучает взаимодействия организмов и среды их обитания с точки зрения их географической принадлежности, рассматриваются геосистемы разного уровня организации и их антропогенные изменения. По типам среды выделяют: экологию суши, экологию пресных водоемов, экологию моря, экологию крайнего Севера и т. д.

3. Экология человека — изучает природную сущность человека, среду его обитания и экологические факторы здоровья. Это наука об управлении взаимодействием внешней среды и человека и достижении гармонии между ними. В данный раздел включают: экологию города, экологию народонаселения, аркологию и т. д.

4. Социальная экология — рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе «общество — окружающая среда».

5. Прикладная экология — комплексная дисциплина, связанная с различными областями деятельности человека и взаимоотношениями между человеческим обществом и природой. Изучает взаимосвязи агроэкосистем, техносферы с окружающей средой. По сферам деятельности прикладная экология подразделяется на промышленную, сельскохозяйственную, ветеринарную, медицинскую, химическую и т. д.

Кроме того, выделяют экологию растений, животных, микроорганизмов, водных организмов и т. д.

Главная теоретическая и практическая задача экологии — раскрыть общие закономерности организации жизни и разработать на этой основе принципы рационального использования природных ресурсов в условиях все более возрастающего влияния человека на биосферу.

Целью экологии является разработка оптимальных путей взаимодействия общества и природы с учетом законов существования природы и прогнозирование последствий воздействия общества на природу для предотвращения негативных результатов. Для решения задач и достижения целей экология использует как собственные методы, так и методы других наук. Собственные методы экологии можно разделить на три группы: полевые, лабораторные и экспериментальные.

Экология тесно связана с такими науками, как биология, химия, математика, география, физика, эпидемиология. В последнее время развитие получили междисциплинарные комплексные области исследования.

1.2. Основные понятия: биосфера, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, ноосфера

В настоящее время возраст Земли определяется в 5,0–5,5 млрд лет. Первые следы жизни на нашей планете обнаружены в слоях, возраст которых близок к 4 млрд лет. В этот бескислородный период жизни лучи солнца, способствующие возникновению молекул жизни, были смертельно опасны для самой жизни. Поэтому на заре своего развития жизнь могла сохраниться только под защитой плотного слоя воды. И только с накоплением в атмосфере Земли кислорода и образованием озонного экрана жизнь смогла из водной среды распространиться по всей планете. С появлением на нашей планете живого вещества и его дальнейшей эволюцией началось развитие и формирование биосферы Земли.

Понятие «биосфера» возникло более ста лет назад. Впервые этот термин ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс, исследуя различные оболочки Земного шара. В 1926 г. были опубликованы лекции В. И. Вернадского, который термином «биосфера» обозначал те слои земной коры, которые в течение всей геологической истории подвергались влиянию живых организмов, и впервые отвел живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.

В состав биосферы входят верхние слои литосферы, нижний слой атмосферы (тропосфера) и вся гидросфера, связанные между собой сложными круговоротами веществ и энергии.

В течение длительного периода времени низшим сообществом в природе считался биоценоз. Этот термин был предложен немецким гидробиологом К. А. Мебиусом в 1877 г. В настоящее время он принят во всем мире для обозначения совокупности растений, животных и микроорганизмов, населяющих участок суши или водоема и находящихся в определенных отношениях как между собой, так и с окружающей средой.

В 1940 г. отечественный ученый академик В. Н. Сукачев расширил понятие биоценоза, предложив термин «биогеоценоз», под которым понимал однотипное растительное сообщество, вместе с населяющим его животным миром и микроорганизмами, а также с соответствующим участком земной поверхности. Биогеоценозы являются низшей единицей биосферы.

Биогеоценозы объединяются в ландшафты — это участки суши, характеризующие достаточно большие площади, имеющие общие черты строения, особенности климата, рельефа, почвы, растительности и животного мира (полевой, лесной или пойменный ландшафт).

Ландшафты в Российской Федерации объединяются в шесть зон: арктическая зона, зона тундры, леса, степей, пустынь и гор. В настоящее время принято выделять переходные подзоны: лесотундры, лесостепи, лесополья, полупустынь, предгорий и т. д.

Таким образом, в плоскостной проекции биосфера подразделяется на зоны, подзоны, ландшафты и биогеоценозы.

Биосфера — это глобальная экосистема Земли.

Термин «экосистема» был введен в 1935 г. английским экологом А. Тенсли, который отмечал, что в природе органические (биотические) и неорганические (абиотические) факторы выступают как равноправные компоненты и не следует отделять организмы от окружающей их среды.

Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Понятие «экосистема» не имеет ранга и размерности, поэтому оно применимо как к простым (муравейник, гниющий пень) и искусственным (аквариум, водохранилище, парк), так и к сложным естественным комплексам организмов с их средой обитания. Биогеоценоз, по мнению российского ученого В. Н. Сукачева, отличается от экосистемы определенностью объема. Если экосистема может охватывать пространство любой протяженности (от капли прудовой воды с содержащимися в ней микроорганизмами до биосферы в целом), то биогеоценоз является экосистемой, границы которой обусловлены характером растительного покрова, т. е. определенным фитоценозом. Следовательно, любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема есть биогеоценоз.

Анализируя геологическую историю Земли, академик В. И. Вернадский, утверждал, что наблюдается переход биосферы в иное состояние — ноосферу — под воздействием новой геологической силы — научной мысли человечества. Обобщая человеческую историю, ученый сделал вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно в целях своего сохранения человечество должно взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определенной социальной организации и новой экологической и одновременно гуманистической этики. Исследователь и ученый Ф. Т. Яншина, рассмотрев и обобщив научные работы В. И. Вернадского, выделила следующие условия для становления и существования ноосферы:

– заселение человеком всей планеты;

– резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

– усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли;

– начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;

– расширение границ биосферы и выход в космос;

– открытие новых источников энергии;

– равенство людей всех рас и религий;

– увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

– свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;

– продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни;

– разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;

– исключение войн из жизни общества.

Если рассмотреть каждое из условий, то можно увидеть, что на сегодняшний день соблюдаются почти все условия, которые указывал В. И. Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы.

1.3. Определение понятия «культурная экология»

Принято считать, что у истоков культурной экологии стояли американские этнологи Лесли Уайт и Джулиан Стюард. Л. Уайт (1900 – 1972) практически продолжил традицию эволюционизма XIX в., сделав акцент на развитии культуры, проявления которой он выделил в особый класс феноменов. Согласно концепции ученого, культурное развитие происходит посредством возрастающей эффективности использования природных ресурсов, что приводит к росту населения и повышению производительности труда. Свою концепцию Л. Уайт считал универсальной, применимой к человеческой культуре вообще.

Впервые термин «культурная экология» встречается у Дж. Стюарда (1902–1972) в его книге «Теория культурных изменений». Дж. Стюард рассматривал каждую культуру как особую систему, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям. По мнению ученого, схожесть различных обществ нельзя объяснить посредством концепции культурной диффузии. Объяснением происхождения тех или иных культурных форм должен служить анализ взаимосвязей между природным окружением, уровнем технологического развития общества и его функционированием. Таким образом, Дж. Стюарт обосновал свою концепцию множественности эволюции, а на ее основе — теорию культурных изменений.

Дж. Стюард являлся основоположником и сторонником теории многолинейной эволюции, согласно которой развитие отдельных культур может идти различными путями, так как зависит от многих форм их приспособления к условиям окружающей среды. Ученый был убежден в том, что различные виды окружающих сред требуют различных форм адаптации к ним. Поэтому и развитие культур происходит в разных направлениях, а, следовательно, необходимо рассматривать множество видов культурной эволюции и множество ее факторов. Для понимания процессов культурных изменений он ввел понятие «культурная экология», которое означает процесс адаптации и взаимодействия культуры с окружающей средой. Это понятие Дж. Стюард противопоставил понятиям «человеческая экология» и «социальная экология», которые выражают, по его мнению, биологическое приспособление человека к среде.

Главной целью концепции культурной экологии Дж. Стюарда было выяснение того, влечет ли за собой адаптация установление внутренних социальных отношений эволюционного характера. Культурная адаптация, по его мнению, — это процесс непрерывный, поскольку ни одна культура не смогла совершенно приспособиться к окружающей среде. При этом основные черты культуры зависят от природной среды, но эта зависимость детерминирована культурными факторами. Последователем идей Дж. Стюарда и наиболее характерным представителем неоэволюционизма в настоящее время является Марвин Харрис (1929), согласно точке зрения которого, изложенной в его труде «Культурный материализм» (1979), сходство и различие культур, в конечном счете, объясняются тем, что потребности людей удовлетворяются с помощью технологий, соответствующих данным условиям окружающей среды в данный момент времени. Каждая технология соотносится со спецификой окружающей среды, предполагая при этом оптимальную эксплуатацию имеющихся ресурсов при минимальных затратах труда и энергии. На основе подобных рассуждений М. Харрис на примере различных культур пытался доказать, что в основе многих событий, которые люди считают абсурдными и иррациональными, лежит экономический расчет.

Аналог западной культурной экологии появился в России в качестве так называемой «этнической экологии», понимаемой как научная дисциплина, которая находится на стыке этнографии и экологии человека (социальной экологии) и имеет «зоны перекрытия» с этнической географией, этнодемографией и этнической антропологией. Как и в культурной экологии, в этнической экологии основной акцент был сделан на изучении адаптации человечества к окружающей среде. Культура рассматривалась как механизм, посредством которого данная адаптация осуществлялась. С помощью культуры люди не только со временем сумели приспособиться к той или иной окружающей среде, но и преобразовали ее. В настоящее время данное направление в российской науке продолжает активно развиваться.

В качестве новой научной дисциплины «культурная экология», или «экология культуры», возникла в работах академика Д. С. Лихачева, согласно мнению которого, человек живет в определенной окружающей среде. Охраной и восстановлением окружающей природы занимается наука экология. Однако задачи экологии не исчерпываются только сохранением природной биологической среды, так как для человека не менее важна среда, созданная культурой предков и непосредственно им самим. Д. С. Лихачев отмечает следующее: «Культурная экология — это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества. Выбросите что-либо из сферы экологии культуры и человек лишится части своего «дома». Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых человек живет в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре». Таким образом, по мнению Д. С. Лихачева, существуют два раздела экологии: экология биологическая и экология культурная, которые составляют единое целое, лишь условно различаемое в целях удобства изучения.

Для развития экологии культуры как науки сложились объективные условия. Во-первых, в современном обществе возникают потребности и одновременно появляются возможности разрешения нередко возникающих противоречий: между индустриально-техническими процессами и культурными явлениями, обусловленными естественно-историческими факторами; между проектированием и внедрением нового, не учитывающего ценности старого, специфики современного, перспектив и культурно-экологических последствий развития нового; между массовым производством и распространением предметов культурного потребления и потребностью, а также эколого-культурной необходимостью в определенных специфических, подчас уникальных предметах, явлениях, событиях и других ценностях. Во-вторых, многие проблемы, возникшие в современной социальной ситуации, не могут быть основательно изучены ни одной из имеющихся наук в отдельности, для этого необходим комплексный междисциплинарный, системный подход. Для решения культурно-экологических задач, которые не приходилось решать предшествовавшим поколениям, должна развиваться экология культуры.

В-третьих, в современном обществе наблюдается рост интереса к культурно-экологическому опыту разных народов, к истории и традициям народной экологии. Это явление также можно считать одной из предпосылок возникновения и развития экологии культуры.

Вместе с тем следует признать, что в настоящее время процесс формирования экологии культуры как научной дисциплины со всеми присущими любой науке методологическими основами еще не завершен, однако можно определить отдельные методологические элементы экологии культуры.

В контексте данной работы представляется актуальной точка зрения, согласно которой «культура» — это, во-первых, система ценностей, а, во-вторых, деятельность и связанная с ней система отношений. Таким образом, если слово «культура» в сочетании с понятием «экология» употребляется как система ценностей, существующих или создаваемых в непосредственной зависимости от природного окружения, то их сохранность и воспроизводство в качестве достояния культуры и историко-культурной ценности обусловлены необходимостью функционирования в конкретном естественно-географическом окружении. Природа (экологическая система или ее части) в рамках экологии культуры рассматривается как элемент культуры в том случае, если она является неотъемлемой частью культурного комплекса, разрушение или изменение которого (пейзажа, ландшафта, фауны и флоры) приводит к потере, изменению или разрушению объектов культуры. Во другом случае понятие «культура» рассматривается как деятельность и соответствующая система отношений, направленные на создание материальных и духовных ценностей, непосредственно связанных с природой, как деятельность, соотнесенная с особенностями естественно-географического окружения. К такой деятельности относятся определенные виды труда и воспитания, забота о здоровье, создание фольклора, литературных и музыкальных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства и ремесла, выработка норм и правил отношений между людьми, поведения в повседневной жизни, бережного отношения к природе и ко всему, созданному руками люде.

Исходя из ранее изложенного, предметом исследования экологии культуры могут быть «непосредственно связанные с природой деятельность и отношения, направленные на производство, потребление, сохранение, обмен, распространение и передачу из поколения в поколение тех или иных материальных и духовных ценностей культуры, непосредственно сами экологически оптимальные культурные ценности, созданные в прошлом, создаваемые в настоящем и те, которые будут созданы в будущем, а также те элементы природы, которые являются неотъемлемой частью культурных комплексов».

Объектом культурно-экологического исследования может быть та или иная социальная общность, как современная, так и существовавшая на определенном историческом этапе, а также, возможно, и общность будущего. Это страны, нации, народности, племена, классы, партии, жители городов, сел, а также социально-профессиональные, социально-демографические группы людей, которые являются субъектами культурно-экологической деятельности и соответствующей системы социальных отношений, а также носителями, владельцами (личными, частными, общественными) ценностей культуры.

В общем виде цель экологии культуры можно определить как познание и прогнозирование закономерностей создания, функционирования, сохранение ценностей культуры, непосредственно связанных с природой, и природы как составной части культурного комплекса, а также деятельности и отношений, возникающих в процессе конкретной культурно-экологической ситуации.

Экология культуры призвана ставить и решать важные научные и социальные задачи теоретического и практического характера, исследовать культурно-экологические проблемы прошлого, настоящего и будущего, изучать проблемы разного масштаба: от самых малых конкретных культурных элементов до крупных комплексов, какими являются культуры этносов, стран, материков, планеты.

Субъектами культурно-экологического исследования могут быть, прежде всего, научные коллективы, способные осуществлять комплексные междисциплинарные исследования, а также археологи, историки, этнографы, социологи, психологи, философы, экономисты, искусствоведы и представители других гуманитарных областей знания. Кроме того, большой вклад в культурно-экологические исследования могут внести представители естественных наук: медики, биологи, географы и т. д. По мере становления и развития культурно-экологических исследований, вероятно, появятся «узкие» специалисты в этой обширной области знания, как появились в свое время специалисты по прогнозированию, общей теории систем, экологии природы, экологии человека, социальной экологии и другим дисциплинам.

Методы культурно-экологического исследования зависят от характера конкретной научной работы: ее целей, предмета, объекта, а, главное, от того, в рамках какого преобладающего комплекса наук осуществляется замысел, т. е. от субъекта исследования. По-видимому, наиболее приемлемыми могут оказаться методы, выработанные в социологии, истории, этнографии, среди которых статистические, монографические, методы интервьюирования, наблюдений и др. По мере формирования экологии культуры как самостоятельной отрасли знания будут найдены специфические методы исследования.

Ценность выступает явлением объективной действительности, объектом потребностей человека и тем самым может рассматриваться как совокупность его социальных сущностных сил и способностей. Культурные ценности по способу их производства или их социальным функциям достаточно четко отличаются как от других явлений культуры, так и от других социальных ценностей.

Постараемся ответить на вопрос: как культурные ценности появляются в жизни людей. В своем социальном бытии, в деятельности и взаимодействии, в процессе материального и духовного производства люди создают предметы и идеи в соответствии со своими потребностями и способностями. Из предметов и идей люди выстраивают упорядоченные совокупности, например, комплекты предметов быта или философские системы, эстетические направления и т. д., которые выступают как компоненты духовной среды. Стремясь упорядочить свою культурную среду, люди выбирают наиболее значимые ее элементы как существующие, как и находящиеся в процессе создания. Основой такого упорядочения является отношение людей к соответствующим явлениям и процессам, выражаемое в оценке.

В оценивающей деятельности фиксируются социокультурные предпочтения людей в мире предметов, идей, видов деятельности. При этом следует отметить, что такого рода предпочтения, как известно, определяются как индивидуальным жизненным опытом, так и направленностью групповых действий людей. При сопоставлении предпочтений в ходе межличностного обучения или развития отношений между социальными группами формируются представления людей о тех или иных явлениях культуры. С помощью такого сопоставления или оценивания люди располагают, упорядочивают и перераспределяют представления об уже существующих и вновь создаваемых предметах и предпочтениях. Те из них, которые в данный период являются наиболее значимыми для жизни людей в обществе и культуре и в то же время положительно оцениваемыми мы и называем культурными ценностями.

Культурные ценности многообразны и распределены неравномерно среди всех членов общества. Выделяют, по крайней мере, четыре уровня таких ценностей: общесоциальные (общезначимые), классовые, локально-групповые и индивидуально-личностные.

Общесоциальные ценности нередко по своему содержанию совпадают с общечеловеческими, но могут и отличаться от них.

Классовые ценности, как правило, связаны с интересами отдельных классов в обществе и воплощаются в их идеологии. Предметы и идеи, отвечающие классовым интересам, естественно, оцениваются позитивно и составляют содержание классовой идеологии.

Локально-групповые ценности создаются людьми в повседневном общении и взаимодействии и отражают некоторые типичные предпочтения в сфере культуры.

Индивидуально-личностные ценности включают предметы и идеи, соответствующие вкусам и склонностям каждого отдельного члена общества, отобранные им из тех, которые имеются в окружающей его социокультурной среде, или созданные в результате индивидуального творчества.

Ценности не остаются неизменными во времени. Изменение условий социокультурной жизни (создаются новые предметы и идеи, меняются социальные отношения и другие характеристики общественной жизни) приводит к переоценке существующих ценностей. Это относится ко всем четырем уровням ценностей. Люди используют ценности в качестве относительно устойчивых культурных ориентиров, с которыми они соотносят свою обычную жизнь и профессиональную деятельность.

В современных условиях, когда духовная жизнь общества отличается концентрированностью и динамизмом интеллектуальной мысли, возрастает и значение культурных ценностей. Современное общество все более заинтересовано в расцвете и реализации личностной неповторимости людей как субъектов культурно-исторического процесса, их индивидуальной культуры. Вместе с тем возрастают коллективистские и интернационалистские качества человека, с особой силой проявляющиеся в совершенствовании системы культурных ценностей. Главное состоит в том, что, будучи всегда субъективно воспринимаемой и переживаемой, ценность объективна по содержанию, так как она сформирована определенными качествами независимой от личности объективной природы и социально-экономическими условиями общественного развития.

Изучение процессов создания и освоения культурных ценностей в обществе позволяет увидеть, что люди считают важным для себя и, соответственно, воспроизводят в культуре, как формируются и изменяются представления людей о содержании культурного прогресса в конкретных исторических условиях. Культурное наследие является духовным, культурным, экономическим и социальным капиталом невозместимой ценности, так как оно формирует современную науку, образование и культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Объекты наследия — это явления и конкретные (предметные) объекты природного и искусственного (культурного) происхождения.

Субъектами наследия являются этносы и / или этнические группировки.

Главная функция наследия — служить своего рода генетическим кодом этносов и человеческого сообщества в целом посредством сбережения, хранения и передачи информации о природных и культурных ценностях. Исходя из ранее изложенного, можно дать следующее определение: наследие — это интегральный фактор формирования и развития этносов, материализованный в объектах и явлениях природы и культуры и проявляющийся в георазнообразии.

Вне собственного наследия любой народ, любая этническая группа рано или поздно утрачивают свою самобытность и индивидуальность, сливается с другими, т. е. ассимилируется. Тем самым обедняется (упрощается) этническая структура территорий, происходит фактическое снижение этноразнообразия регионов. К настоящему времени человечество осознало реальный риск снижения биологического и ландшафтного разнообразия жизни планеты: в частности, это касается проблемы снижения этноразнообразия, которая представляет не меньшую, а значительно большую опасность для цивилизации.

Зависимость этнической устойчивости от состояния наследия — это универсальная закономерность, которая наиболее остро проявляется по отношению к малочисленным коренным народам. К сожалению, в мировой и отечественной практике существует достаточное количество примеров реального исчезновения тех или иных этносов вследствие утраты ими природного и культурного достояния (объектов промысла, пастбищ, навыков традиционного, природопользования, языка, культовых ценностей и т. п.).

Территорию наследия можно определить как пространство суши и / или акватории с относительно более высоким потенциалом георазнообразия, соответствующее природно-экологическому и историко-культурному каркасам местности.

Фундаментальные функции наследия:

1. Наследие как историческая память. Наследие — это код, с помощью которого память включается в современные процессы жизнедеятельности общества. Данное положение справедливо в отношении всех объектов культурного и природного наследия, выступающих в роли носителей информации о прошлом. В процессе изучения наследия можно восстановить естественную и социальную историю формирования урбанизированных, сельских и природных территорий, учесть исторический фактор при построении современной системы управления социальными, экономическими и культурными процессами, при разработке программ дальнейшего развития общества, его взаимоотношений с природной средой.

2. Наследие как основа устойчивого развития. Наследие, так же, как и природная среда, является базовым при определении стратегии устойчивого развития Земли и общества. Недостаточный учет экологического фактора, игнорирование требований, определяющих необходимые условия сохранения окружающей среды способствует возникновению катастрофических ситуаций, угрожающих стабильному развитию страны, региона, существованию Земли как живой планеты. Культурное и природное наследие является важнейшей составляющей окружающей среды. Важную роль в формировании устойчивого общества и среды его обитания играют не только объекты материальной культуры, но и традиционная культура — свидетель длительной истории адаптации народов, отдельных групп населения к природной и обустроенной им среде обитания.

3. Наследие как основа сохранения культурного и природного разнообразия.
Разнообразие территории может быть достигнуто только при условии сохранения всех пластов исторического культурного и природного слоя Земли и постоянного возникновения новых форм материальной и духовной культуры. Очень важно, чтобы при этом сохранялись образцы исторических культурных ландшафтов, представляющих различные этапы развития общества, а также территории, сформировавшиеся в течение длительного исторического времени и хранящие в себе память о всём многообразии культурного и природного наследия. Сохранение культурного и природного разнообразия Земли возможно только при бережном отношении к национальной и региональной специфике культурного и природного ландшафта.

Термин «природное наследие» вошел в широкий научный обиход в начале 70-х гг. XX в. в отличие от термина «культурное наследие»,который появился раньше на несколько десятилетий. Это произошло в связи с подготовкой и принятием в 1972 г. Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, к которой наша страна присоединилась в 1988 г. Непосредственно определений природного и культурного наследия в Конвенции не содержится, вместе с тем в ней указаны причисляемые к этим категориям объекты. К природному наследию относятся:

– природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;

– геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;

– природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.

К культурному наследию относятся:

памятники: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

ансамбли: группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

В составленном в рамках Конвенции «Списке всемирного наследия» по состоянию на начало 1999 г. насчитывалось 582 объекта, из которых менее 1/3 — в номинации «природное наследие». Конвенция трактует природное наследие фактически как биоразнообразие в широком экосистемном или биогенетическом понимании. Однако понятие «природное наследие» не тождественно понятию «биоразнообразие», оно значительно шире его, что нашло отражение, в частности, в интерпретации природного наследия на Маастрихтской конференции(1993) как биологического и ландшафтного разнообразия.

Расширение понятия природного наследия за счет ландшафтного разнообразия поднимает его на качественно более высокий уровень — уровень, объединяющий природу и общество, историю естественную и историю социальную. Это в полной мере соответствует одному из наиболее фундаментальных представлений идеологии наследия в целом, состоящему в понимании его как целостностиили тесной взаимосвязи природных и культурных компонентов. При этом, если мерой природного наследияявляется, как отмечалось ранее, показатель биологического и ландшафтного разнообразия, то мерой культурного наследиявыступают характеристики этнического разнообразия, образующие георазнообразие как меру наследияв целом. Вместе с тем природное наследие — это далеко не все природные ценности, формирующие среду жизни этносов, а только те, которые проявляются в феномене информации и находятся под угрозой утраты. Таким образом, природное наследие можно определить как совокупность объектов и явлений природной среды, имеющих особую репродуктивную, санирующую, рекреационную и эстетическую ценность, а также обладающих другими полезными или положительными свойствами, прямо не связанными с природно-ресурсным потенциалом.

Первой (основной) функциейприродного наследия является обеспечение устойчивости природной среды к внешним факторам, связанным с человеческой деятельностью. Известно, что в условиях роста антропогенных нагрузок экосистемы постепенно утрачивают способность к саморегуляции, к восстановлению нарушенных свойств, трансформируясь из собственно «природы», т. е. субстанции, самой себя воспроизводящей, в более или менее аморфную «среду», естественные качества которой зависят от разумного поведения человеческих сообществ.

В любом случае антропогенная трансформация природы не должна затрагивать природно-экологическийкаркас биосферы — территории и акватории, выраженные линейными и узловыми формами с наиболее высокими показателям био- и ландшафтного разнообразия. Чем менее нарушен каркас, тем целостнее природное наследие, тем устойчивее природная среда региона и экологически связанных с ним территорий (акваторий). В сущности, природно-экологический каркас — это пространства с наиболее экологически ответственными функциями или наиболее высоким потенциалом природного наследия.

Таким образом, сохранение природного наследия является одной из основных предпосылок обеспечения экологически стабильных условий среды, реализуемая посредством целенаправленного выявления и надежной охраны природно-экологического каркаса. Именно поэтому приоритетной стратегической целью деятельности по сохранению природного наследия Европы, провозглашенной на конференции в Маастрихте стало формирование Евроэкосети (ЕЕСХЖЕТ). Итоговый документ Маастрихтской конференции так и называется «Декларация Евроэкосети».

В отечественной практике концепция природно-экологического (или природного) каркаса, близкая по своей сути современным представлениям о Евроэкосети, разрабатывалась географами и градостроителями еще с конца
70-х гг. XX в. как научная идеология и предметная профессиональная деятельность. Наиболее полно это отражено в территориальном экологическом проектировании — районной планировке и территориальных комплексных схемах охраны природы.

Другая функция природного наследия — социальная — заключается в том, чтобы быть средой культурного наследия. Наследие вообще и природное в частности — категория относительная, предполагающая непременное наличие субъекта, в качестве которого выступают отдельные этнические группы. Бессмысленно пытаться сберечь язык, культурные традиции и навыки традиционного природопользования какого-либо этноса, если утрачена органичная для него природная среда.

В размещении объектов и явлений культурного наследия имеются закономерности, в некоторой степени аналогичные территориальной организации природного наследия. Объективно можно выделить осии узлыособо ценных проявлений культуры этносов, их истории. Формируемые ими пространственные образования по аналогии с природно-экологическим каркасом называются историко-культурным каркасом территории. Характерным примером подобного рода образований являются системы расселения прошлых эпох и современные.

Пространства, связанные с осями и узлами природно-экологических и историко-культурных каркасов, являются средоточием природного и культурного наследия. По своим свойствам (прежде всего ценностным) они выделяются из всех прочих, что дало основание для введения в оборот такой аналитической категории, как территория наследия. Определим территорию наследия как пространство суши и / или акватории с относительно более высоким потенциалом георазнообразия, соответствующее природно-экологическому и историко-культурному каркасу местности.

Экологическая и социальная ценность территорий наследия обуславливает целесообразность и даже необходимость их особой охраны путем придания специальных охранных статусов, что и происходит в действительности. Нетрудно заметить, что территории с «каркасными» функциями приобретают статус заповедников, заказников, национальных и природных парков, музеев-заповедников, памятников природы, истории и культуры как в нашей стране, так и за рубежом. Все вместе они образуют охраняемые территории наследия, т. е. ареалы с наиболее важными экологическими и социальными функциями, имеющими специальный охранный статус, который отражает их особую значимость в жизнеобеспечении этносов.

Рассмотрим основные природные факторы, вызывающие повреждение и уничтожение объектов наследия.

1. Солнце. Этот мощный источник теплоты и света выступает как агрессивный фактор по отношению к объектам материальной культуры, приводит к разрушению памятников деревянного зодчества, тканей, бумажных изделий, красочных слоев фасадов и крыш. Под действием прямого влияния солнечного освещения выцветают фресковые росписи и картины, нарисованные акварельными и масляными красками. Агрессивно воздействует не только прямая, но и отражённая радиация, что заставляет в музеях прикрывать живопись занавесами, которые раскрывают лишь в момент осмотра экспонатов посетителями.

При соединении с солнцем таких факторов, как вода и ветер, активность солнечного воздействия возрастает многократно. Резкая смена температурного режима, значительные перепады дневных и ночных показателей в переходное время года крайне неблагоприятно сказываются на состоянии памятников (памятники истории, памятники археологии; памятники градостроительства; памятники архитектуры; памятники монументального искусства).

2. Ветер. Ветры способны нанести вред целым городам. Ярким примером этого является город Санкт-Петербург, которому ветер со стороны Балтики на протяжении всего периода его существования приносил огромные бедствия. Именно под воздействием сильных балтийских ветров уровень воды в Неве меняется, что неоднократно приводило к сильнейшим наводнениям.

3. Вода. Взаимодействуя почти со всеми другими активными природными силами, она является наиболее агрессивным фактором влияния на сооружения. В науке этот вид природных воздействий получил название «гидрологический фактор». На памятники и их окружение оказывают влияние атмосферные осадки, грунтовые воды, а внутри помещений — конденсат на охлажденных стенах и перекрытиях. Эти разрушительные свойства воды и влаги были известны еще в глубокой древности, поэтому строители, возводя постройки, которые ныне являются памятниками истории и культуры, особое внимание обращали на отвод дождевых и талых вод, крепили далеко от стен карнизы и водосточные трубы.

Исключительное внимание уделялось также исправному состоянию кровли, состоянию водосточных труб, отмостков. Известно, что из-за неисправного состояния кровли атмосферные осадки вызывают увлажнение помещений и конструкций. Вследствие механического и химического воздействия воды возникает эрозия грунтов — размывание пор поверхностного слоя. Вода вызывает коррозию металлов, гниение дерева, разрушение камня, содействует развитию вредных для памятников микроорганизмов и животных.

Существует такое явление, которое принято называть выветриванием. Оно заключается в том, что проникая в поры каменной кладки, влага разрушает непосредственно сам материал, а также швы стыкования блоков, нарушая механическую связь между ними. Затем в зимний период времени ее обледенение приводит к еще большим разрушениям. Иногда для того, чтобы установить причины появления влаги, требуется помощь специалистов различных профилей. К главным методам устранения влаги относятся создание дренажей, водозащитных завес, инъекции химических растворов в кирпичную и каменную кладку, а также электродренаж.

4. Живые организмы, растительность, грибки. Эти природные факторы относятся к разряду биологическоговлияния и напрямую связаны с факторами гидрологическими. Возникновение и распространение живых организмов, растительности и грибковых поражений негативно отражается на состоянии памятников. Большой вред историческим сооружениям доставляют травы и деревья, произрастающие рядом либо на открытых стенах и сводах. Корни растений, проникая в кладку, подсасывают влагу и растворившиеся в ней соли, выделяют также вещества, которые растворяют минеральные соединения в кладке.

Микроскопическая растительность и ряд бактерий, создавая такие активные кислоты, как серная и азотная, медленно, но непрерывно разрушают кладку.

В последние годы под влиянием загрязненности атмосферы промышленными выбросами серного ангидрида и других химических соединений появились неизвестные ранее вредоносные бактерии, оседающие на мраморе и превращающие его в гипс. Это обстоятельство вызвало серьезную озабоченность в Греции, Италии, Индии, Камбодже. Сейчас уже найден эффективный антибиотик, но технология борьбы с бактериями, вжившимися в природный материал памятников, все еще представляет крайнюю сложность.

Для деревянных памятников особую опасность составляют домовые грибы, разрушающие древесину увлажненных стен и покрытий. Предупредительной мерой от этой угрозы является обеспечение сухого режима, изоляция древесины от влаги. При появлении домового гриба пораженную часть конструкции следует немедленно удалить, остальную часть прогреть горячим фтористым натрием или другим препаратом. Если в результате этих действий прекращения разрастания гриба добиться не удалось или процесс является запущенным, приходится разбирать пораженные стены и покрытие и делать их из нового материала.

В сухом виде дерево может подвергаться вредным воздействиям шашеня — небольшого червя, который уничтожает деревянные конструкции: корабли, старые церкви, мебель и др. Его появление представляет настоящее бедствие, так как с ним весьма трудно бороться. Положительный результат дает прекращение притока воздуха в образовавшиеся отверстия при помощи использования воска и химических мастик.

Главный недостаток всех существующих многочисленных защитных материалов от биологических вредителей заключается в том, что они оказывают недолговременное действие, так как вымываются, выветриваются и разрушаются, загрязняя при этом окружающую среду.

5. Геологические сдвиги и землетрясения. Процесс значительных геологических сдвигов и землетрясений продолжается и в настоящее время и еще более проявляется во взаимодействии с глобальной производственной деятельностью человека, нанося вред памятникам, архитектурным ансамблям и старым зданиям. В настоящее время в центре внимания мировой науки и ЮНЕСКО находится проблема спасения Венеции, которая постепенно оседает в море. Город располагается в лагуне на 118 островах, разделенных 177 каналами, и был надежно защищен природной косой от волн Адриатического моря. Значительный вред был нанесен древнему городу в XX в. капиталистическими монополиями, когда на материковом берегу лагуны, вопреки предупреждениям ученых, построили предприятия нефтехимии и другие заводы и для прохода супертанкеров расширили проходы в косе, прорезали канал шириной в 200 м, после чего потоки морской воды при отливе и приливе стали с большой скоростью омывать старые стены, ослабляя фундаменты, а также увеличивая эрозию поверхности подводного грунта лагуны. Оседание города было ускорено потреблением воды из-под дна лагуны предприятиями несмотря на протесты ученых.

Перечислим антропогенные факторы экологического риска утраты объектов наследия.

1. Загрязнение атмосферы. Влияние антропогенной деятельности всегда представляло и представляет повышенную опасность для сохранности памятников всех видов. Производственная деятельность человека нашей эпохи настолько интенсивно развивается, что приняла глобальный характер и тем самым нарушает установившееся равновесие между природой, градостроительной средой и памятниками. Под действием предприятий, транспорта и широкомасштабного строительства претерпевает существенное изменение окружающая среда. От сгорания топлива на предприятиях и выхлопных газов автотранспорта в атмосферу во всем мире выбрасываются сотни миллионов тонн пыли и копоти. При соединении с дождевой водой входящие в их состав химические соединения разъедают мраморные и бронзовые скульптуры и архитектурные сооружения, от них гибнет зелень парков и лесов, ускоряется коррозия стальных конструкций.

2. Военные конфликты. Проблема сохранности культурных ценностей становится наиболее актуальной в период военных конфликтов. Наибольшую угрозу культурному наследию во все исторические времена представляли захватнические войны. Подсчитано, что около ¾ культурных ценностей, созданных человечеством с начала цивилизации, было уничтожено во время войн.

Первым документом в международной практике, предусматривающим ответственность за причиненный оккупантами вред культурным ценностям, является Брюссельская декларация, которая была принята на Международной конференции в 1874 г. по инициативе России и так и не была ратифицирована.

В 1899 г. Первая Гаагская конференция мира, организованная также по инициативе России, приняла «Конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны» (II конвенция), которую подписали 24 государства. «Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны» (IV конвенция), принятая на Второй Гаагской конференции в 1907 г., была подписана 41 государством, из которых 25 ее ратифицировали. Однако принятые договоренности не способствовали спасению памятников. В годы Первой мировой войны русская следственная комиссия установила множество фактов бесцельного разрушения германскими войсками памятников русской культуры. Еще больше исторических ценностей было уничтожено в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., когда на оккупированной фашистами территории Советского Союза было разрушено или повреждено значительное количество памятников архитектуры, разграблено множество музеев, ценнейшие художественные и научные экспонаты были вывезены из страны.

2. Негативные явления социальной среды (спекуляция, контрабанда, вандализм). С течением времени культурные ценности, независимо от их первоначального назначения, становятся общественным достоянием как памятники старины. Вместе с тем до нашего времени практически не дошел ни один из памятников зодчества в своем первозданном виде. Старые здания основательно перестраиваются или сносятся и на их месте или рядом строятся новые.

В современной России все материальные и духовные богатства признаются всенародным достоянием и находятся под охраной государства. Коллекционирование памятников истории и культуры допускается только после получения специальных документов, выдаваемых в установленном порядке. Строго запрещен вывоз памятников истории и культуры за пределы страны. К сожалению, широкое распространение в нашей стране имеет культурный вандализм: оскверняются могилы, в том числе памятники, связанные с массовыми захоронениями времен революций и Великой Отечественной войны, на рынках продаются ордена и медали участников Великой отечественной войны.

Причиной социального характера, наносящей заметный ущерб культурному наследию нашей страны, является несоблюдение законодательства и технических инструкций, относящихся к охране и использованию памятников.

Формирование территорий наследия и их сетей объективно является во всех странах мира частью государственной и глобальной экологической политики. В силу данного обстоятельства знание о наследии может явиться относительно самостоятельным междисциплинарным научным направлением, формирующимся на стыке географии, экологии, социологии и культурологии. В активе указанного научного направления находятся ранее рассмотренные природно-экологические и историко-культурные исследования, идеи био- и ландшафтного разнообразия, культурного ландшафта и т. д. Однако пока это, скорее, лишь фрагменты будущего системного знания о природном и культурном наследиях.

Можно предположить, что в ближайшем будущем развитие исследований в этой области будет происходить под сильным и, вероятно, определяющим воздействием мощного социального заказа, обусловленного всевозрастающей озабоченностью общества состоянием природного и культурного наследий, осознанием их особой роли в решении экологических и социальных проблем, а также в обеспечении их устойчивого развития. По-видимому, подобный заказ можно сформулировать следующим образом: всестороннее научное обеспечение безусловного сохранения природного и культурного наследий на всех территориальных уровнях — от локального до глобального.

Для реализации этого социального заказа необходимо как минимум проработать следующие научные проблемы:

– научные подходы и методические приемы определения объектов и явлений природного и культурного наследий, а также их отмежевания от собственно природных и культурных ресурсов и других природных и культурных ценностей;

– теория и практика выявления экологических, социальных и прочих функций природного и культурного наследий (территорий наследия), разработка методики пространственно-функционального анализа территории;

– идентификация ценности природного наследия, оценка и исчисление потенциала био-, ландшафтного, этнического и георазнообразия территории;

– разработка систематики явлений и объектов природного и культурного наследий, а также территорий наследия;

– развитие концепции природно-экологического и историко-культурного каркасов, разработка научных подходов к формированию систем охраняемых территорий наследия на основе оптимизации их сетей;

– выявление закономерностей взаимодействия (взаимовлияния и взаимозависимости) объектов и явлений природного и культурного наследий;

– выявление закономерностей пространственно-временной динамики экологической и социальной ценности природного и культурного наследий, а также разработка принципиальных подходов к формированию охраняемых территорий наследия для различных территориальных уровней;

– совершенствование научных основ территориального экологического проектирования, внедрение охраны природного и культурного наследий в региональную и национальную политику.



Контрольные вопросы

1. Когда возникла наука «экология», кто ввел этот термин, что способствовало ее становлению?

2. Что такое «экосистема» и являются ли тождественными понятия «биогеоценоз» и «экосистема»?

3. Что является объектом и субъектом наследия?

4. Каким образом солнце вызывает разрушение объектов материальной культуры?

5. Как загрязнение человеком атмосферы влияет на разрушение памятников культуры?

6. Какие основные природные факторы, вызывающие повреждение и уничтожение объектов наследия, вы знаете?

Тестирование

Вопрос 1.

Культурная экология — это …

· наука о Земле;

· наука, изучающая адаптации человека к социальной и физической среде (правильный ответ)

· наука о животном мире;

· раздел экономики.

 

Вопрос 2.

Кто впервые ввел термин «культурная экология»?

· Л. Уайт;

· Дж. Стюард (правильный ответ);

· О. Шпенглер

· А. Тойби.

 

Вопрос 3.

Что является объектом культурного наследия?

· культура древних цивилизаций;

· предметы повседневного употребления;

· учреждения культуры;

· предметы природного и искусственного происхождения (правильный ответ)

 

Вопрос 4.

К природному наследию относятся:

· природные достопримечательности (правильный ответ)

· полезные ископаемые;

· археологические памятники;

· городская среда.

 

Вопрос 5

К культурному наследию относятся:

· экологические организации;

· политические партии;

· экуменические конфессии;

· объекты, имеющие культурную ценность (правильный ответ)

 

Вопрос 6

Учение об экосистемах, которое рассматривает взаимодействия между особями разных видов с окр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: