Начало XIX века: сентиментализм

´ Дворцовые перевороты и участие Российской Империи в мировом разделе сфер влияния (интриги, территории, колонии). Веяние эпохи Просвещения и буржуазных революций в Европе 

´ Идея – преобладание чувства над разумом в человеке, высвобождение внутренних порывов, мыслей, идей, изображение порочности аристократии

´ Культ чувства, естественности, врождённой чистоты, неиспорченности, внутренней скромности

´ Значительно облегчается язык за счёт элементов живой, народной, простой речи, а персонажи становятся менее схематичными

´ Психологизм, народность, обилие внесюжетных элементов (пейзажи, лирические отступления), обнаруживающих личность автора

´ Жанры: сентиментальная повесть, послание, путешествие, элегия, мещанская драма

XIX век: романтизм

´ Отечественная война 1812 года, освободительное движение русской армии в Европе. Декабристское восстание, жёсткая реакция и цензура.

´ Идея – доминирование духа, творчества, противоборства Добра и Зла в поиске Истины, Идеала, Вдохновения, Музы

´ Культ борьбы, мятежности, активной деятельности (странствия, вдохновенное чтение, образование). Возвращение к природе как источнику вдохновения

´ Индивидуализм и психологизм, попытки понять природу вдохновения, творчества, поэзии, крайний субъективизм

´ Интерес к этнографии, фольклору, мистике мифологии и легенд создает жанры ужасов, детективов

´ Жанры: поэма, роман, баллада, дума, философская лирика, переложения, новелла

XIX век: реализм

 

´ Идея – отражение жизни во всём её многообразии, развитии путём типизации, обобщения, осмысление социальных и культурных противоречий

´ Изображение типичного человека во взаимодействии со средой, в многообразии обстоятельств, отношений, в отражении в нём времени и страны, универсальность образов

´ Развитие психологизма до натуралистической степени, имеет разновидности (скрытый, открытый или явный)

´ Типизация героев: «маленький человек», «новый человек», «лишний человек» и объективное изображение реальности

´ Жанры те же, но развиваются интенсивно: роман – эпопея, роман (социальный, исторический, психологический), рассказ, стихотворение, элегия, послание, ода, сатира, комедия

 

7. Модернизм – начало XX века

´ Империализм, капитализация, раздел сфер влияния и мировые войны, скачок научно-технического развития, механизация и рост промышленности и страх перед Вселенной, будущим человечества, развитие транспорта, большие мощности (вспомните размеры и трагедию «Титаника»), эмансипация женщин и волна самоубийств

Символизм:

´ Крайний индивидуализм: освоение «вещи в себе», идеи за пределами чувства

´ Мистицизм, таинственность, непознанность, неопределённость как Вселенная и несведущий человек в ней, равноправие земного и условного, религиозно-духовного

´ Символ – это связь между реальным и иррациональным, он имеет предметную форму с широким значением

Акмеизм

´ Отказ от условности и мистицизма символизма в пользу ясности и высокой простоты

´ Обращение к классицизму Древнего Греции и Древнего Рима без его схематизма и прямолинейности

´ Предметность образов (запахи, краски, архитектура, рыцарские латы), разговорность поэзии, лаконизм лирического сюжета, без избыточной исповедальности и надрыва

Футуризм

´ Революционное преображение действительности и безжалостное забвение предыдущего опыта с помощью искусства

´ Урбанизм, механизмы, большие скорости и металлические детали, промышленность образов и форм, громкие звуки и фразы

´ Масштабность, размах, индивидуализм и коллективизм сливаются

´ Новые слова, предложения, смыслы и цели


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: