(Чтение текста в учебнике на с. 61.)
— Найдите и рассмотрите репродукцию картины В. Поленова «Заросший пруд». Что вы видите?
— Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным? (Нет, ощущается присутствие человека, причем не только из-за присутствия дамы. Есть еще сделанные кем-то мостки, лодка.)
— Рассмотрите под лупой фигурку дамы. Что можно сказать о ее возрасте?
— Чем она занимается, сидя на скамейке?
— Выделите с помощью рамки такой фрагмент картины, в котором главным героем будет человек. Дайте название этому фрагменту. («Летний день», «Тихая скамейка», «В тени деревьев».)
— А теперь вернитесь от фрагмента к картине. Чем привлек художника этот уголок природы?
— В чем его особенная красота? Рассмотрите деревья, растения на берегу пруда. Вы можете их назвать? (Серебристые ивы, тополь, камыш.)
— Рассмотрите в лупу цветущие травы. Вы знаете их названия?
— Видно ли, что вода в пруду стоячая?
— Выделите рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?
— Как Василий Поленов создает ощущение тишины? (С помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной дамской фигуркой, которая располагается в уголке, в тени, в покое.)
— А как — с помощью каких предметов — художник «оттеняет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?
— Какой вопрос интересует Мишу? Прочитайте.
— Как вы ответите Мише? Как вы думаете, какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?
— А вы? Помог ли художник В. Поленов обнаружить скромную прелесть заросшего пруда?
VII. Подведение итогов урока
Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы Петра Чайковского «Июнь, Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая греза» из «Детского альбома». Но сначала разберемся, что означают слова.
Баркарола — песня венецианских гондольеров.
Грезы — светлая мечта, призрачное видение, сновидение.
(Учащиеся прослушивают музыкальное произведение.)
— Что вы почувствовали, слушая музыку? Поделитесь впечатлениями.
Домашнее задание
Пересказать любую часть рассказа по выбору (учебник, с. 55-61).
Урок 20. Хокку Ранрана. Обобщение по разделу. Проверочная работа
Цель: обобщить знания по изученной теме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
Работа но учебнику
— Откроем учебник на с. 63 и прочитаем хокку Ранрана. Попробуем понять, о каком чувстве говорит автор.
Digitized by Google
— Как вы думаете, где находится герой: внутри дома или на улице?
— Влияет ли на его настроение погода?
— Перечитайте первую строчку. Какую картину вы представили? Какие чувства испытывает герой, если судить по первой строчке? (Тревогу, тоску, одиночество.)
— Прочитайте две последние строчки.
— Как вы понимаете, чем озабочен герой? Чего бы ему очень хотелось? (Лирический герой напряженно всматривается в окно, он находится в состоянии ожидания — а вдруг к нему кто-нибудь придет; лирическому герою очень хочется с кем- нибудь пообщаться, с кем-то разделить свое одиночество, свою тоску.)
— Прочитайте хокку вслух так, чтобы передать его настроение.
— Кто автор этого произведения? Он вам знаком? Хотите о нем узнать?
Материал для учителя
Ранран Мацукура (1647—1693) — японский поэт, современник Басё, его ученик и ближайший друг. Самурай по происхождению, он оставил службу и поселился в городе Эдо, чтобы изучать поэзию под руководством друга.
2. Обобщение но разделу
Произведения прочитали, В «Музейном Доме» побывали. Мы впечатления копили впрок — Теперь пора нам подвести итог.
Анишит Йокоповна просит вас вернуться к началу занятия клуба — на с. 44. Просмотрите, какие произведения мы прочитали.
— Как вы думаете, какая тема обсуждалась на занятии клуба: та, которую объявил Михаил Потапович, или та, которую предложила Анишит Йокоповна? Докажите свою точку зрения.
3. Проверочная работа
(Дети получают карточки с заданиями.)
Задание 1. Прочитайте названия произведений. Подчеркните те, которые написал С. Козлов.
а) «Июль»;
б) «Мимо белого...»;
в) «Березовый пирожок»;
г) «Сентябрь».
Задание 2. Прочитайте хокку. Выполните задания.
Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (Басё.)
1. Какое настроение остается после прочтения этих строк? Подчеркните.
а) веселое, радостное;
б) грустное, лирическое;
в) тревожное;
г) торжественное, приподнятое.
2. Какой прием использует автор, рисуя дождь? Напишите. Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выполните задания.
Вечерний лес еще не спит, Луна восходит яркая. И где-то дерево скрипит, Как старый ворон, каркая. Все этой ночью хочет петь. А неспособным к пению Осталось гнуться да скрипеть, Встречая ночь весеннюю.
С. Маршак
1. Подчеркните прямой линией слова, которые создают зрительный, видимый образ ночи.
2. Какие звуки слышит поэт ночью в лесу? Подчеркните волнистой линией слова, предложения, создающие звуковой образ ночи.
3. Найдите в тексте сравнение, подчеркните его двумя чертами.
IV. Рефлексия
— Закончите предложения.
Что было интересно... Мне было трудно... Мне было легко...
— Поделитесь впечатлениями.
Digitized by v^ooQle
Тема 2 ПОСТИГАЕМ СЕКРЕТЫ СРАВНЕНИЯ
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о животных по временному признаку на ленте времени: 1) самая древняя сказочная история; 2) просто древняя; 3) менее древняя сказочная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй): объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); находить особенности менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бродячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.