Поход в « Музейный Дом»

(Чтение текста в учебнике на с. 61.)

— Найдите и рассмотрите репродукцию картины В. Поленова «Заросший пруд». Что вы видите?

— Можно ли назвать этот пейзаж безлюдным? (Нет, ощущает­ся присутствие человека, причем не только из-за присутствия дамы. Есть еще сделанные кем-то мостки, лодка.)

— Рассмотрите под лупой фигурку дамы. Что можно сказать о ее возрасте?

— Чем она занимается, сидя на скамейке?

— Выделите с помощью рамки такой фрагмент картины, в ко­тором главным героем будет человек. Дайте название этому фрагменту. («Летний день», «Тихая скамейка», «В тени де­ревьев».)

— А теперь вернитесь от фрагмента к картине. Чем привлек художника этот уголок природы?

— В чем его особенная красота? Рассмотрите деревья, расте­ния на берегу пруда. Вы можете их назвать? (Серебристые ивы, тополь, камыш.)

— Рассмотрите в лупу цветущие травы. Вы знаете их названия?

— Видно ли, что вода в пруду стоячая?

— Выделите рамкой пейзаж с лодкой. Красиво получилось?

— Как Василий Поленов создает ощущение тишины? (С по­мощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной дамской фигуркой, которая располагается в угол­ке, в тени, в покое.)

— А как — с помощью каких предметов — художник «оттеня­ет» эту тишину: напоминает нам о том, что в этом уголке бывают люди?

— Какой вопрос интересует Мишу? Прочитайте.

— Как вы ответите Мише? Как вы думаете, какое литературное произведение вспомнил Миша, когда задавал свой вопрос?

— А вы? Помог ли художник В. Поленов обнаружить скром­ную прелесть заросшего пруда?

VII. Подведение итогов урока

Анишит Йокоповна предложила послушать пьесы Петра Чай­ковского «Июнь, Баркарола» из цикла «Времена года» и «Сладкая греза» из «Детского альбома». Но сначала разберемся, что озна­чают слова.

Баркарола — песня венецианских гондольеров.

Грезы — светлая мечта, призрачное видение, сновидение.

(Учащиеся прослушивают музыкальное произведение.)

— Что вы почувствовали, слушая музыку? Поделитесь впечат­лениями.

Домашнее задание

Пересказать любую часть рассказа по выбору (учебник, с. 55-61).

Урок 20. Хокку Ранрана. Обобщение по разделу. Проверочная работа

Цель: обобщить знания по изученной теме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

Работа но учебнику

— Откроем учебник на с. 63 и прочитаем хокку Ранрана. По­пробуем понять, о каком чувстве говорит автор.

Digitized by Google

— Как вы думаете, где находится герой: внутри дома или на улице?

— Влияет ли на его настроение погода?

— Перечитайте первую строчку. Какую картину вы представи­ли? Какие чувства испытывает герой, если судить по первой строчке? (Тревогу, тоску, одиночество.)

— Прочитайте две последние строчки.

— Как вы понимаете, чем озабочен герой? Чего бы ему очень хотелось? (Лирический герой напряженно всматривается в окно, он находится в состоянии ожидания — а вдруг к нему кто-нибудь придет; лирическому герою очень хочется с кем- нибудь пообщаться, с кем-то разделить свое одиночество, свою тоску.)

— Прочитайте хокку вслух так, чтобы передать его настроение.

— Кто автор этого произведения? Он вам знаком? Хотите о нем узнать?

Материал для учителя

Ранран Мацукура (1647—1693) — японский поэт, современник Басё, его ученик и ближайший друг. Самурай по происхождению, он оставил службу и поселился в городе Эдо, чтобы изучать поэзию под руковод­ством друга.

2. Обобщение но разделу

Произведения прочитали, В «Музейном Доме» побывали. Мы впечатления копили впрок — Теперь пора нам подвести итог.

Анишит Йокоповна просит вас вернуться к началу занятия клуба — на с. 44. Просмотрите, какие произведения мы прочитали.

— Как вы думаете, какая тема обсуждалась на занятии клуба: та, которую объявил Михаил Потапович, или та, которую пред­ложила Анишит Йокоповна? Докажите свою точку зрения.

3. Проверочная работа

(Дети получают карточки с заданиями.)

Задание 1. Прочитайте названия произведений. Подчеркните те, которые написал С. Козлов.

а) «Июль»;

б) «Мимо белого...»;

в) «Березовый пирожок»;

г) «Сентябрь».

Задание 2. Прочитайте хокку. Выполните задания.

Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (Басё.)

1. Какое настроение остается после прочтения этих строк? Подчеркните.

а) веселое, радостное;

б) грустное, лирическое;

в) тревожное;

г) торжественное, приподнятое.

2. Какой прием использует автор, рисуя дождь? Напишите. Задание 3. Прочитайте стихотворение. Выполните задания.

Вечерний лес еще не спит, Луна восходит яркая. И где-то дерево скрипит, Как старый ворон, каркая. Все этой ночью хочет петь. А неспособным к пению Осталось гнуться да скрипеть, Встречая ночь весеннюю.

С. Маршак

1. Подчеркните прямой линией слова, которые создают зри­тельный, видимый образ ночи.

2. Какие звуки слышит поэт ночью в лесу? Подчеркните вол­нистой линией слова, предложения, создающие звуковой образ ночи.

3. Найдите в тексте сравнение, подчеркните его двумя чертами.

IV. Рефлексия

— Закончите предложения.

Что было интересно... Мне было трудно... Мне было легко...

— Поделитесь впечатлениями.

Digitized by v^ooQle


Тема 2 ПОСТИГАЕМ СЕКРЕТЫ СРАВНЕНИЯ

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о живот­ных по временному признаку на ленте времени: 1) самая древняя сказочная история; 2) просто древняя; 3) менее древняя сказоч­ная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй): объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); нахо­дить особенности менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бро­дячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: