Цель: учить рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Итак, слона приводят в гости к Наде. А Надя хоть раз видела слона? Предположите, как произойдет встреча.
Продолжим знакомство с этим произведением и посмотрим, как дальше будут развиваться события.
IV. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают произведение на с. 158—162.)
— Каким Надя хочет видеть слона?
— Меняется ли поведение Нади, когда она узнает, что слон пришел?
— Каким было первое впечатление Нади от встречи со слоном?
— Найдите описание слона. Можете подтвердить, что слона рассматривает очень заинтересованный человек, которому важна каждая подробность внешности животного?
— Какой литературный прием использовал автор? (Сравнение.)
— Приведите примеры.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
|
|
(Чтение текста на с. 162—163.)
Анишит Йокоповна задала сложный вопрос: «Желание видеть слона — это мечта или каприз?» Давайте разберемся, но сначала узнаем, что обозначают эти слова: мечта и каприз.
Мечта — то, что создано воображением, мысленно представляемое, сильно желаемое.
Каприз — необоснованное, вздорное желание. Чтобы ответить на вопрос Анишит Йокоповны, нужно собрать вместе разные наблюдения.
(Работа в парах по с. 162—163.)
— Как же вы ответите на поставленный вопрос? (Примерный ответ. Если бы это было капризом, то слон бы очень
скоро наскучил девочке, и, самое главное — девочка просыпается бодрой и хочет быстрее поправиться; Надя настолько хочет видеть слона, что выполняет все просьбы мамы, она очень внимательно рассматривает слона, сравнивает его со своими представлениями, сложившимися по картинкам.)
— Прочитайте, как ответил на этот вопрос Костя Погодин. Вам понравился ответ Кости?
— Почему же Надя выздоравливает? (Исполнилась ее мечта.)
— Но ведь девочка могла увидеть слона (ее мечта исполнилась), но не поправиться. Что же спасает ее? (Она способна по-настоящему привязаться, любит; слон оказался тем большим другом, в котором она так нуждалась; сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности поднимают Надю на ноги.)
— Какая же любовь спасает Надю: ее собственная любовь к животным или любовь родителей к ней?
VII. Рефлексия
— Перед вами лицо девочки, у которой меняется настроение: веселое, равнодушное, грустное. Если урок прошел для вас с пользой, то поставьте точку около лица с веселым настроением, если что-то не понравилось на уроке, поставьте точку рядом с безразличным лицом. Если совсем недовольны уроком, то точка должна быть около грустного лица.
|
|
VIII. Подведение итогов урока
— Вы поняли, почему рассказ «Слон» помещен в этой главе?
— Как вы думаете, в произведении А. Куприна описываются реальные или вымышленные события? Это рассказ или сказка? Сможете доказать?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы: № 22 (с. 45).
Урок 5 3. В. Драгунский «Кот в сапогах»
Цели: познакомить с рассказом В. Драгунского «Кот в сапогах»; учить рассуждать, делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом поступков; развивать навык осознанного чтения, умения анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Вспомните, какую тему мы изучаем.
— Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется «Кот в сапогах». Знакомо ли вам оно? Кто знает фамилию автора?
— Расшифруйте и узнайте.
SflRPWAFrGYYHNCRKM И (В. Драгунский.)
— Удивлены? Почему?
— Хотите подробнее познакомиться с творчеством писателя?
Материал для учителя
Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 г. в Америке, в Нью-Йор- ке. Его папа и мама молодыми уехали в Америку, но им там не понравилось и они вернулись на родину. В детстве он был обычным ребенком, любил побезобразничать, похохотать, придумать что-нибудь. Его самой любимой книгой была книжка про Тома Сойера. После школы В. Драгунский работал на заводе и там тоже всех смешил, сочинял прямо на ходу всякие невероятные истории, всех разыгрывал. И тогда его заводские друзья решили, что ему надо стать артистом, и В. Драгунский поступил учиться на артиста, а затем стал работать в Московском театре сатиры.
Во время зимних каникул он работал на елках и был самым веселым и смешным Дедом Морозом. Затем В. Драгунский работал клоуном в цирке на Цветном бульваре. Он был рыжим клоуном и носил лохматый рыжий парик. Он умел и фокусы показывать, и по канату ходить, и петь, и танцевать. В. Драгунский написал замечательные рассказы для детей и повесть про клоуна для взрослых.
Вообще-то, писателем Драгунский не собирался становиться. Но однажды у него родился сын Дениска, с которым стали случаться всякие смешные истории. В. Драгунский стал эти истории записывать, получились «Денискины рассказы», над которыми смеются не только в России, но и во многих странах мира. В этой книге В.Ю. Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской, живущим в Москве.
С одной из этих историй, «Кот в сапогах», мы сегодня и познакомимся.
— Предположите, о чем будет произведение. Может быть, В. Драгунский пересказал нам сказку Ш. Перро?
— Прочитайте ключевые слова и соотнесите с ними свои предположения.
Зимние каникулы, праздник, карнавал, костюм.
— Теперь можете сказать, о чем произведение?
— Как вы думаете, кто герои? (Дениска и Мишка — одноклассники и друзья.)
— Что вы о них уже знаете?
— Какие цели поставим перед собой на уроке? (Примерный ответ.
• Познакомиться с произведением и узнать, какая история произошла с ребятами.
• Узнать, почему оно так названо.
• Почему оно помещено именно в эту главу.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте хрестоматию на с. 50 и определите виды работы с текстом. (Поиск слова в толковом словаре; чтение по цепочке или по ролям.)
Итак, начинаем.
(Дети по цепочке читают рассказ в хрестоматии на с. 51—55.
По ходу чтения объясняется значение слов.)
— Кто является главным героем: Мишка или мальчик, от лица которого ведется повествование? Кстати, как его зовут? (Дениска.)
|
|
— Почему вы так решили? (Автор в первую очередь уделяет внимание чувствам, мыслям, поступкам главного героя, а это Дениска, он герой-рассказчик.)
— Какие же события с ним произошли? (Уезжает мама в санаторий; школьный карнавал; победа в конкурсе карнавальных костюмов.)
— Какое из них является главным для нашего героя? (Отъезд мамы.)
— Найдите и зачитайте нужные строчки.
— Как повлиял отъезд мамы на нашего героя? (Он очень расстроился и забыл про карнавал и про то, что надо подготовить костюм.)
— Почему же так произошло? (Он любит маму, очень по ней скучает.)
— Какие строчки подтверждают ваше мнение?
— Дениска забыл про карнавал, но получил приз. Как так вышло? (Его выручил друг — Мишка.)
— Найдите этот эпизод в тексте. Прочитаем его по ролям на с. 50-54.
— Почему уже в одних бахилах Дениска был смешон?
— Что дополнило его костюм?
— Представьте Дениску в сапогах и шляпе. Какое название костюма предложили бы вы?
— Как Мишка с Дениской нашли название Денискиному костюму?
— Чего не хватало коту?
— Какой хвост появился у кота?
— Рассмотрите иллюстрацию к этой части текста. Такими ли вы себе представляете героев рассказа на карнавале?
— Что смешного в костюме Дениски?
— Как выглядел его костюм? (Бахилы для рыбалки; хвост от горжетки;усы.)
— Как оценили костюм на карнавале? Найдите эпизод награждения.
— Почему Дениска все время спотыкался?
— Какой приз получил Дениска? Как он им распорядился?
— Какие качества характера Дениски проявились в этом поступке? (Он не только не жадный, но и справедливый, преданный друг.)
— Как он объяснил свой поступок? Найдите подтверждение в тексте.
V.Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
(Учитель читает реплику Кости на с. 56.)
— Что хотел добавить Костя? (Благодаря Мишке Дениска пошел на карнавал. Он помог создать костюм из старых вещей. А самое главное, благодаря Мишке пролетел незаметно еще один день без мамы.)
— Подтвердите строчками из текста, что Мишка не сердится на Дениску за то, что тот выиграл приз, не завидует ему.
|
|
— О каком настоящем богатстве идет речь в этом рассказе?
— Теперь вы понимаете, почему этот рассказ помещен в эту главу? (Урок искренней заботы и поддержки получили оба друга, а настоящее богатство — это дружба, которая позволяет преодолеть все житейские неудачи и невзгоды и умеет поднять настроение.)
VII. Рефлексия
— Выпишите из данных слов те, которые у вас ассоциируются со словом «дружба».
Уступчивость, верность, доброжелательность, доверие, равнодушие, подчинение интересам друга.
— Кто выписал все слова?
— Кто не согласен? Почему?
VIII. Подведение итогов урока
— Вспомните названия всех рассказов В. Драгунского, которые мы читали. («Гусиное горло» (1), «Шляпа гроссмейстера» (2), «Что я люблю» (1), «Чтолюбит Мишка» (2), «Друг детства» (1'), «Сверху вниз наискосок» (2), «Кот в сапогах» (1).)
— Работая в парах, распределите их по двум сборникам:
1. «Учимся любить».
2. «Постигаем секреты сравнения».
(После выполнения задания проводится проверка.)
— С творчеством какого писателя мы с вами знакомились?
— С каким произведением познакомились?
— Докажите, что это произведение относится к жанру рассказа.
— О чем же этот рассказ? Чему он нас научил?
Домашнее задание
1. Читать рассказ по ролям (хрестоматия, с. 51—55).
2. Подобрать пословицы о дружбе.