№ п/п | Название раздела программы | Кол-во часов | Содержание | Характеристика видов деятельности учащихся | ||
Стартовая диагностика на начало учебного года (2 ч.) | ||||||
1-2 | Стартовая диагностика на начало учебного года. | 2 | Диагностика индивидуальных психофизических особенностей. Диагностика развития внимания, памяти, уровня развития мыслительной деятельности, эмоциональной и личностной сфер. | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. | ||
Формирование общеинтеллектуальных умений (7 ч.) | ||||||
3-4 | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза. | 2 | Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
| Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания «Назови одним словом», «Превращения слов», «Найди изображение», Лабиринт. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Выполняют ритуал прощания. | ||
5-6 | Упражнения на развитие логической операции отрицания. | 2 | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания «Лишний предмет». Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Выполняют ритуал прощания. | |||
7 | Упражнения с лишними и недостающими данными. | 1 | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Подбирают из ряда имеющихся (или придумывают самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Выполняют ритуал прощания. | |||
8 | Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства). | 1 | Слушают и выполняют инструкции к заданиям. Наблюдают за демонстрацией педагога-психолога. Выполняют упражнение «Сходство и различие», сравнивают между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия. Выполняют, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | |||
9 | Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза, умение проводить простейшие доказательства. | 1 | Слушают и выполняют инструкции к заданиям. Наблюдают за демонстрацией педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнение «Продолжи числовой ряд». Выполняют упражнение «Противоположное слово», подбирают противоположные по смыслу слова к данным. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | |||
Развитие внимания (5 ч.)
| ||||||
10 | Упражнения на развитие внимания. | 1 | Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности. | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания занятия «Собери картинку», «Найди квадрат». Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | ||
11 | Самостоятельное планирование этапов деятельности. | 1 | ||||
12 | Упражнения на развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. | 1 | Слушают и выполняют инструкции к заданиям. Наблюдают за демонстрацией педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Находят и выделяют в произвольном тексте какую-либо достаточно часто встречающуюся букву. Поиск в тексте различных ошибок — как грамматических, так и логических. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Рефлексия. Выполняют ритуал прощания. | |||
13 | Развитие саморегуляции и переключения внимания. | 1 | Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности. | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания «Кодирование таблицы». Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | ||
14 | Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности. | 1 | Слушают и выполняют инструкции к заданиям. Наблюдают за демонстрацией педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Рефлексия. Выполняют ритуал прощания. | |||
Развитие памяти (4 ч.) | ||||||
15-16 | Упражнения на развитие визуальной, аудиальной кратковременной и долговременной памяти. | 2 | Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти. Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией. | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания «Кодирование таблицы», лото «Растения-животные», Собери картинку. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | ||
17 | Уровень развития кратковременной слуховой, визуальной памяти. | 1 | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания «Каскад слов», решение ребусов. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | |||
18 | Упражнения, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией. | 1 | ||||
Развитие пространственного восприятия и воображения (5 ч.) | ||||||
19 | Упражнения на развитие пространственной координации. | 1 | Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
| Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания «Найди одинаковые фигуры», Путаницы, Лабиринт. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | ||
20-21 | Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера. | 2 | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и «Таблицы Шульте», «Что на что похоже», Ребусы. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | |||
22-23 | Решение аналитических задач. | 2 | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. Выполняют ритуал приветствия. Выполняют упражнения и задания «Продолжи рассказ», лото «Ассоциации». Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Выполняют рефлексию. Ритуал прощания. | |||
Формированиепростейших поисковых умений (4 ч.) | ||||||
24-25 | Решение криптограмм, пиктограмм. | 2 | Формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Умение делать определенное умозаключение для формирования выводов из нескольких суждений. Целенаправленный перебор логических возможностей. Решение поисковых задач разного уровня. | Слушают и выполняют инструкции к заданиям. Выполняют упражнение «Лабиринты», «Пиктограммы». Выполняют ритуал приветствия. Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Решение поисковых задач разного уровня. Рефлексия. Выполняют ритуал прощания. | ||
26-27 | Решение поисковых задач разного уровня. | 2 | ||||
Формирование личностно-мотивационной сферы (6 ч.) | ||||||
28-29 | Развитие познавательных интересов. | 2 | Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика | Слушают и выполняют инструкции к заданиям. Наблюдают за демонстрацией педагога-психолога. Составляют рассказ о себе по фотографии «Когда я был маленьким», анализирует. Завершают фразы, чтобы получилось законченное предложение. Рисуют рисунок, «Какой я сейчас», «Каким я стану». Выполняют пантомимические загадки, игры, задания. Рефлексия. Выполняют ритуал прощания.
| ||
30-31 | Развитие навыков совместной деятельности. | 2 | ||||
32-33 | Окончание формирования социального статуса ученика. | 2 | ||||
Итоговая диагностика (1 ч.) | ||||||
34 | Итоговая диагностика. | 1 | Диагностика индивидуальных психофизических особенностей. Диагностика развития внимания, памяти, уровня развития мыслительной деятельности, эмоциональной и личностной сфер. | Слушают и выполняют инструкцию педагога-психолога. |