Divide et impera_______________________________________________
Coquere______________________________________________________
Sterilisentur! ___________________________________________________
Praepara et da _________________________________________________
Filtrate _______________________________________________________
Recipe _______________________________________________________
Diluite________________________________________________________
Solve_________________________________________________________
Задание 4. Переведите с русского языка на латинский, определив сначала по
неопределенной форме основу и спряжение глагола и заполните таблицу.
Русский вариант | Неопределенная форма; спряжение, основа | Латинский вариант |
смешайте | Miscere II | Miscete |
раствори | ||
переверни | ||
налей | ||
обсыпь | ||
намочите | ||
учитесь | ||
дышите | ||
обозначьте | ||
отвечай | ||
пусть будут охлаждены | ||
свари | ||
пусть будут приготовлены | ||
окрась |
Задание 5. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение
Cor
Cor est organon cetrale systematis sanguinei. Cor in sinistra parte pectoris locum obtinet. Substantia cordis muscularis est. Cor sanguinis motui inservit. Vasa sanguinea in venas et arterias dividuntur. Arteriae sanguinem a corde ad partes corporis vehunt. Venae autem sanguinem a partibus corporis ad cor reducunt. Sanguinem arteriosum et venosum distinguimus. Sanguis venosum per venas cavas superiorem et inferiorem in atrium dextrum cordis infinditur. Calor sanguis varius est, sanguis arteriosus rubro colore, sanguis venosus fusco colore est.
Тема 3. I склонение имен существительных. Несогласованное определение
Задание 1. Образуйте несогласованное определение и напишите по латыни:
Настойка ландыша_________________________________________________
алтейная вода_____________________________________________________
камфорный раствор________________________________________________
таблетка бромкамфоры_____________________________________________
сахарный сироп___________________________________________________
Задание 2. Переведите с русского на латинский, обращая внимание на падеж и число существительных.
Налей воду___________________________________________________________
выдай настойку_______________________________________________________
возьми таблетки______________________________________________________
трава крапивы________________________________________________________
таблетка валерианы____________________________________________________
перелом ребра________________________________________________________
разрыв аорты_________________________________________________________
березовые почки_______________________________________________________
приготовь пилюльную массу____________________________________________
возьми каплю мятной воды_____________________________________________
Задание 3. Зная окончания родительного падежа единственного числа, определите склонение каждого существительного:
Clavicula, ae f _________________________________________________________
Morbus, i m __________________________________________________________
Musculus, i m _________________________________________________________
Glandula, ae f ___________________________________________________________
Solutio, onis f ___________________________________________________________
Genu, us n _____________________________________________________________
Spiritus, us m __________________________________________________________
Homo, inis m ___________________________________________________________
Facies, ei f _____________________________________________________________
Caries, ei f ______________________________________________________________
Задание 4. Зная склонение, допишите окончание родительного падежа единственного числа:
Nominativus Genetivus Склонение
septum sept........ 2-e
zygoma zygomat....... 3-e
clavicula clavicul........ 1-e
femur femor............ 3-e
manus man............... 4-e
os oss............... 3-e
massa mass.......... 1-e
genus gen............. 4-e
tuber tuber........... 3-e
dens dent.............. 3-e
Задание 5. Проверьте себя! Определите склонение существительных:
Словарная форма Склонение Словарная форма Склонение
Meatus, us m Margo, inis m
substantia, ae f palatum, i n
caput, itis n mandibula, ae f
facies, ei f hiatus, us m
systema, atis pes, pedis, m
crus, cruris n ganglion, i n
Задание 6. Обозначьте знаком «+» согласованные определения, а знаком «-» несогласованные, переведите на русский язык:
vertebra secunda__________________________________________________
musculus rectus __________________________________________________
tonsilla palati ____________________________________________________
cavum nasi ______________________________________________________
truncus lymphaticus_______________________________________________
aqua Menthae ____________________________________________________
fractura costae ___________________________________________________
Задание 7. Прочитайте и переведите латинские пословицы и афоризмы.
«Pigritia est mater vitiorum»
«Finis coronat opus»
«Homo est mundi pars»
Задание 8. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение
Cutis
Cutis integumentum commune corporis humani format et organismum defendit. In cute duo strata considerantur: epidermis et corium. Epidermis est stratum superfaciale, corium autem est stratum profundum et solidum. Epidermis ex ectodermate, corium ex mesodermate formatur.
Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги
Задание 1. Переведите рецепты на латинский язык:
Возьми: Травы ландыша 10,0
Выдай. Обозначь.
Возьми: Березовых почек 30,0
Пусть будет выдано.
Пусть будет обозначено.
Возьми: Таблетки «Амидопирин» числом 20
Выдай. Обозначь.
Задание 2. Выпишите рецепты, обращая внимание на грамматическую зависимость в рецептурной строке и падежные окончания существительных:
Возьми: Таблетки нитроглицерина (Nitroglycerinum) по 0, 0005 г
числом 40.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки белладонны (Belladonna) 10 мл.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Таблетки дихлотиазида (Dichlothiazidum) по 0, 1 числом 20.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки пустырника (Leonurus) 25 мл.
Выдай. Обозначь
Возьми: Таблетки «Пенталгин» числом 10
Выдай. Обозначь.
Задание 3. Выписать рецепты:
Возьми: Настойки мяты 10 капель
Воды очищенной 50 мл.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки ландыша,
Настойки валерианы по 10 мл.
Настойки красавки 5 мл.
Смешать! Выдать!
Обозначить!
Возьми: Таблетки анальгина по 0,5 числом 10.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки мяты 25 капель
Настойки валерианы 15 мл
Смешай. Выдай. Обозначь.
Возьми: Таблетки димедрола по 0,05 числом 10.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Травы ромашки 12,0
Воды очищенной до 180 мл
Смешай. Свари и процеди. Выдай. Обозначь.
Задание 4. Выписать рецепты:
Возьми: Листьев шалфея
Листьев мяты по 15,0
Смешай. Выдай. Обозначь.
Возьми: Алтейного сиропа 200 мл
Выдай. Обозначь.
Возьми: Свечи с новокаином по 0,5 числом 10
Пусть будет выдано. Пусть будет обозначено.
Возьми: Пасты цинковой 20,0
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки полыни
Настойки красавки по 10 мл
Смешай. Выдай. Обозначь.
Возьми: Свечи с ихтиолом по 0,2 числом 10
Выдай. Обозначь.
Возьми: Пенициллиновой мази 10,0
Выдай. Обозначь.
Возьми: Резорцина 1,0
Вазелина 10,0
Смешай, пусть получится мазь.
Выдай. Обозначь.
Задание 5. Прочитайте латинские афоризмы.
«Per aspera ad astra»
«Medicus amicus et servus insanorum»
«Scientia est potentia»
Задание 6. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение
Pelvis
Pelvis est cavum, quod inter columnam vertebrarum et membra inferiora locatur. Pelvis dividitur in pelvim majorem et minorem, vel superiorem et inferiorem. Pelvis major et pelvis minor linea innominata sejunguntur. Pelvis major ultimus vertebris lumbalibus ossibus ilium et integumentis cutaneis abdominis limitatur. Pelvis minor osse sacro, ossibus coccygeis, ligamentis et musculis terminatur.
Тема 5. Состав слова. Терминоэлементы. Клиническая терминология. Греческие корни