Повторение и обобщение изученного в 5 – 9 классах, подготовка к ЕГЭ
(17 ч + в течение всего года )
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения русского языка в 11 классе обучающиеся должны знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
- вести диалог, монолог
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебно-научные темы;
- знатьосновные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
- знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
ü проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ü владеть различными приемами редактирования текста;
фонетика и орфоэпия:
ü правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
ü анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
ü владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
ü толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);
ü пользоваться разными видами лингвистических словарей;
ü опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
ü разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
ü пользоваться разными видами толковых словарей;
ü верно использовать термины в текстах научного стиля;
ü оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
ü проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
ü распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
ü правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
ü определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
ü опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
ü применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
ü пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
ü проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
ü различать изученные виды простых и сложных предложений;
ü интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
ü составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
ü уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
ü правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
ü проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
ü устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
ü использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.