I. МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ
К ТЕМЕ 2. СЛАГАЕМЫЕ И КОМПОНЕНТЫ РЕЛИГИИ КАК ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ
Эта и следующая темы («Типологии религии») должны послужить основой для сравнительного религиоведческого анализа в последующих темах, освещающих исторические формы религий. Важно осознать разнообразие подходов к проблеме определения структуры и типологий религии. «Классическая» структура религии приводится у И.Н. Яблокова (см. Основы религиоведения. Гл. 3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Jablok/_04.php).
Ещё один из возможных подходов таков:
Структура религии
1. Религиозная вера (вероучение, догматы):
1.1. теология (богословие): учение о сверхъестественном (существах, явлениях, предметах и пр.);
1.2. космология: учение о мире/космосе (устройство мира) и космогония (происхождение мира);
1.3. антропология (учение о человеке): антропогенетические и этногенетические представления (о происхождении человека, народа); представления о душе (если есть), рождении человека, смысле жизни, смерти;
1.4. эсхатология – учение о конечных судьбах мира («конец света») и человека (посмертное воздаяние, «райское блаженство» или «адские муки»).
2. Религиозный культ:
2.1. религиозные обряды (символические действия в отношении сверхъестественного):
а) богослужение – главный обряд, обычно сопровождающийся жертвоприношением;
б) другие обряды
– индивидуальные и коллективные;
– обряды жизненного цикла (обряды перехода или инициацио́нные);
– обряды годового цикла (календарные);
– обряды ситуативные и пр.
2.2. места отправления культа:
а) храмы;
б) места собраний и молитв;
2.3. предметы культа.
3. Религиозная организация:
3.1. структура религиозной организации:
а) руководитель: профессиональные/непрофессиональные служители культа, их иерархия;
б) простые верующие (община);
в) вспомогательные учреждения (учебные заведения, отделы по связям с общественностью и пр.);
3.2. типы религиозных организаций
а) религиозные объединения: религиозные группы и религиозные организации;
б) Социологические типы религиозных организаций: культ, секта, деноминация, церковь (см. таблицу).
При изучении темы 2 необходимо осознать наличие омонимичных понятий «культ» в значении религиозного действия (обрядов) и в значении типа религиозной организации. Особое внимание следует уделить уяснению типологии религиозных организаций. Здесь необходимо отметить отсутствие в юридической терминологии такого понятия как «секта» и недопустимость использования этого негативного слова даже в отношении религиозных объединений, не признаваемых большинством. Сложность терминологической ситуации заключается в том, что в обыденном сознании «иные», кроме «признанных» религиозных организаций обычно определяются как «секты». Однако, исходя из конституционного права «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28), могут быть ограничены в деятельности лишь те религиозные объединения, которые в судебном порядке признаны нарушающими закон. Все же остальные, вне зависимости от формы регистрации, а также от мнений и желаний обывателя имеют равное право на существование с общепризнанными организациями. (См. также статьи Конституции 14, 19, 28, 29, 59.3+30,31).
Для более чёткого усвоения особенностей типов религиозных организаций удобно воспользоваться схемой, на основании которой будут даны проверочные вопросы.
Социологические типы религиозных организаций (жизненный цикл религиозной организации)
Также см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социологические_классификации_религиозных_движений
Тип организации признаки | КУЛЬТ | СЕКТА | ДЕНОМИНА́ЦИЯ | ЦЕРКОВЬ |
(от лат. cultus – «возделывание», «поклонение») | (от лат. sectare – «разделять», «отделять» или sequi – «следовать за кем-либо», «учение, школа») | (от лат. denomina – «переименование») | (от греч. kyriake – «божий дом») | |
Тип руководства | Харизматический лидер | Харизматические лидеры (ученики основателя) или непрофессиональные лидеры, не имеющие специальной подготовки | Профессиональные священнослужители (переход хари́змы с личности на должность) | Профессиональные священники |
Членство; источник членства | Братство преданных верующих: осознанное обращение в веру в результате убеждения и эмоционального кризиса | Братство преданных верующих: осознанное обращение в веру на основе убеждения | Традиционное членство: обращение в веру детей членов общины, а также и новых людей | Все или большинство членов общества входят в состав церкви |
Активность (вовлеченность) членов | Высокая: полная преданность | Высокая: полная преданность | Не высокая: незначительная вовлеченность, разрешается иметь другие обязательства | Низкая: вовлеченность минимальная или совсем не требуется для многих членов |
Тип вероучения | Неразвитый (изменяющийся): новые принципы или откровения; опора на личный духовный опыт | Слаборазвитый: подчеркнутая чистота новой доктрины (совсем новая или возврат к изначальным принципам =фундаментализм) | Разработанный: терпимость к различным религиозным точкам зрения и спорам | Детально разработанный: чётко оформленная доктрина – формальная теология |
Тип обрядности (религиозного действия) | Неразвитый (изменяющийся): глубокая эмоциональность, повторение действий лидера | Слаборазвитый: глубокая эмоциональность | Разработанный: наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность | Детально разработанный: ритуалы факультативны – можно проводить не все обряды |
Отношение к государству и другим религиям | Индифферентное или отрицание правоты других религий, государственных и светских органов власти | Отрицательное: выступает против других религий и светских организаций (не всегда открытое), иногда против государства; социальная замкнутость на свою группу | Толерантное: дружелюбное отношение к другим религиям и государству; стремление к инкультурации (включению в общественную жизнь) | Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями, включена в культуру и общественную жизнь. Отрицательное отношение к другим религиозным учениям и организациям (= конкурентам) |
Подробнее см.: Теория «церковь-секта»: от М. Вебера http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2007/114.pdf (17 стр.)