Основные представители

(МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ)

 

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903) считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты.

 

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) − основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

 

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) - разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ.

 

Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе и на социально-исторические процессы.

 

НАРОДНИЧЕСТВО - идеоло­гия, пропагандировавшая и отстаи­вавшая «российский» (некапиталис­тический) путь развития к социализ­му. Экономической и нравственно-духовной основой русского, или крес­тьянского, социализма (в отличие от социализма западного — машинно-индустриального)  признавалась сель­ская община, артель. Расцвет идео­логии народничества приходится на 60-70-е гг. XIX в. (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, П.Л.Лавров, Н.К. Михайловский).

 

РУССКАЯ ИДЕЯ - идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывавшаяся в лоне отечествен­ной философии и культуры ХIХ — начала XX в. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.). Доминирующий мотив рус­ской идеи — признание ее глубин­ным выражением идеи всечеловечес­кой, объединяющей народы мира в единое, нерасчлененное целое. Так, по В.С.Соловьеву, русская идея, вы­ражающая потребности и веду русско­го народа, есть идея о том, что именно России суждено стать во главе дви­жения к общечеловеческой цивилиза­ции на основах христианства, преодо­левшего свой внутренний раскол — разделение на католическую и православную церковь. Согласно Н.А. Бердяеву, мессианский смысл и пафос русской идеи подготовил ду­ховную почву для идеологии и прак­тики русского коммунизма.

ФИЛОСОФИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА - составная часть официальной марксистско-ленинской идеологии советского общества в период с октября 1917 по кон. 1980-х гг. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее в значительной степени догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии: 1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; 30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов; 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии. В официальном изложении советская философия рассматривалась как состоящая из двух основных частей — диалектического материализма и исторического материализма. К компетенции диалектического материализма относились вопросы онтологии и гносеологии, исторического — учение об обществе и истории. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); А. Богданов (теория систем – «тектология»); А.Ф. Лосев (история эстетики); А.М. Деборин (творческое понимание материализма); Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); В. Асмус (история философии); Ю. Лотман (общество, философия, история).

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924—1979) — специалист по диалектической логике и «материалистической теории идеального». Э. В. Ильенков во многом определил ту тематику, в рамках которой осуществлялись интенсивные поиски в советской философской литературе 60—80-х гг. 20 в. Он не просто основал влиятельную школу, а задал новый круг проблем и способов философствования. Многие отечественные философы этого времени были либо его непосредственными учениками, либо испытали серьезнейшее влияние его идей, которое не прекращалось и тогда, когда они разрабатывали собственные концепции и по каким-то вопросам вступали с ним в полемику.Ильенкову принадлежит приоритет в разработке логико-диалектической теории научного мышления, связанный прежде всего с выявлением таких всеобщих аспектов развития научного знания, как принцип противоречия в мышлении, соотношение абстрактного и конкретного в познании, диалектика логического и исторического. Ему принадлежит оригинальная концепция культурно-исторического развития человека, он обосновал фундаментальную роль идеального в личностном становлении индивида. Идеальное, т. е. разумная форма мыслящей активности индивида, есть, по Ильенкову, способность человека строить свою деятельность в согласии с формой любого другого тела, а также в согласии с перспективой (логикой) изменения этого тела в ходе развития человеческой культуры. Тем самым основание личностного развития человеческого индивида составляет его способность действовать в идеальном плане, т. е. осваивать всеобщую меру бытия вещей.

МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович (1930-1990) - российский философ. Философская и просветительская деятельность Мамардашвили сыграли огромную роль в становлении независимой философской мысли в СССР. Большое духовное и образоватнельное значение имели его курсы лекций по философии, на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режисерских курсах, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других вузах страны, а также многочисленные интервью и беседы, записанные в годы перестройки (1985-1990). Сквозная тема философии М.К.Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Начав профессиональный путь с изучения истории философии и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е годы центральную идею своей философии: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере человеческой жизнедеятельности. Задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим. Идея произведения как “органа жизни”, способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при которых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творчества. Саму философию он полагал принципиально открытой культурной формой, в которой происходит экспериментирование с самими предельными формами и условиями мыслимости. Результатом этого экспериметирования, производимого с наличным языком и мыслительным материалом, является изобретение форм, открывающих новые возможности мышления, человеческой самореализации, культуры.

 

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ XX ВЕКА  - ответвление русской философской мысли, образовавшееся в связи с тем, что многие выдающиеся мыслители – представители «серебряного века» русской культуры не по своей воле оказались за рубежом. В 1922 году советские власти выслали из страны по обвинению в «пособничестве контрреволюции» Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, И. И. Лапшина, С. Л. Франка, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского, Ф. А. Степуна. Из попавших в Германию философов там остались только И. А. Ильин, Ф. А. Степун и С. Л. Франк. Возникло несколько центров русского философского Зарубежья: кроме Берлина, это - Париж и Прага. Н. А. Бердяев и С. Н. Булгаков обосновались в Париже, где поселился и эмигрировавший из Советской России еще в 1920 г. Л. И. Шестов. В Праге при Карловом университете был создан Русский юридический факультет, в числе преподавателей которого были В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, И. И. Лапшин, П. И. Новгородцев, П. Б. Струве. Основатель факультета — видный философ, социолог и правовед Павел Иванович Новгородцев (1866—1924), создавший и возглавивший в Праге Религиозно-философское общество им. В. Соловьева. Диапазон философских идей, развивавшихся в среде русской эмиграции, весьма многообразен, но в центре их, бесспорно, неустанные размышления об исторических судьбах России. Наиболее важными факторами формирования русского характера они считали этнический, природно-географический, хозяйственный, социально-политический, культурный и религиозный. Эти факторы действовали в истории в одном направлении, усиливая друг друга и создавая русский характер с присущими ему антиномиями. В этом контексте анализируются полиэтничность генотипа русского этноса, формирование самосознания русских в многонациональной среде, неоднозначность влияния татаро-монгольского ига, своеобразие воздействия пейзажа русской земли, активная роль крестьянской общины, социально-политической строй России. Особо акцентировались значимость православной веры как внутреннего духовного стержня национального характера русского народа, бинарный характер русской культуры, неравномерный характер отечественного исторического развития, проявлявшийся в скачкообразности и рваном ритме исторического времени.

ЕВРАЗИЙСТВО -течение общественной  мысли, появившееся в Русском зарубежье в начале 20-х гг. XX в. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы, особенно поздние — Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев. Оформление и прокламирование евразийских взглядов ознаменовалось выходом в 1921 в Софии сборника "Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев", авторами которого были П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, князь Н. С. Трубецкой и Г. В. Флоровский. Евразийство явилось творческой реакцией русского национального сознания на русскую катастрофу. За политическими катаклизмами молодые ученые разглядели болезнетворные процессы в русской и западноевропейской культуре. Коммунизм представлялся им как порождение секуляризированной европейской культуры, а на русской почве — как крайнее выражение западничества. Его политическая победа лишь обнаруживала духовное убожество и предвещала неизбежный возврат эпохи веры. Сопротивление коммунизму бесперспективно, если не будет осознана опасность процесса европеизации России и необходимость самобытного пути ее развития. Евразийцы рассматривали Россию как "Евразию", как синтез Европы и Азии с выраженным преобладанием черт последней; результатом этого синтеза является некий "третий мир", наделенный чертами, свойственными особому культурному типу. Залогом процветания будущей России они считали незыблемость устоев православия.

 

ПОСТСОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ – период существования философии в России с 1991 г. до сегодняшнего дня. К его существенным особенностям можно отнести следующее:

• марксистская философия утратила свое официально-лидирующее положение, она более не считается «единственно верной научной философией» и подвергается постоянной критике с самых разных сторон;                                                                     

• значительно вырос интерес российских философов к самым различным философским идеалистическим учениям (особенно заметен интерес к мистическим учениям);

• весьма активно ведется осмысление всего того фило­софского наследия, которое в советский период по идеологическим причинам было недоступно (печатаются переводы важнейших трудов крупнейших философов Запада и Востока; проводятся конференции и пишутся монографии по феноменологии, экзистенциализму, психоана­литической философии и т.д.);

• обнаружился заметный интерес к постмодернизму и проявился характерный для него «плюрализм» философских учений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: