Инструкция (типовая)
По технике безопасности при проведении
Лабораторных занятий со студентами в
Учебных практикумах кафедры физики
Общие положения
1. В учебных лабораторных практикумах кафедры проводятся практические занятия с группой студентов под руководством преподавателя и лаборанта по соответствующему разделу курса физики, предусмотренному учебными планами.
2. Ответственность за технику безопасности и охрану труда при проведении занятий со студентами в лаборатории несет преподаватель, проверяющий занятия по расписанию, или назначенный распоряжением заведующего кафедрой.
3. К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, ознакомившиеся с настоящей инструкцией и расписавшиеся на инструктаже группы.
Правила поведения и обязанности студентов
При выполнении лабораторных работ
В учебных практикумах кафедры
1. При эксплуатации лабораторного оборудования (электрооборудования) несчастные случаи могут произойти от:
|
|
- соприкосновения с токопроводящими частями электроустановок, находящихся под напряжением;
- прикосновения к металлическим нетокопроводящим частям электроустановок, случайно оказавшимся под напряжением;
- коротких замыканий на землю между фазами с образованием электрической дуги и т.д.
2. Все работы на лабораторном оборудовании могут проводиться только с разрешения преподавателя, ведущего практические занятия.
3 До начала работы студенты должны на месте подробно ознакомиться с лабораторной установкой и со схемой электрических соединений (если таковые имеются в данной установке).
4. Сборка схемы должна производиться без напряжения при отключенных автоматах или выключателях со стороны питающей сети.
5. Перед подачей напряжения на электроустановку (лабораторную работу) необ-
ходимо визуально проверить состояние ее заземления.
6. Включение напряжения производится только после проверки схемы преподавателем или лаборантом.
7. В случае обнаружения неисправности в электроустановке необходимо прекратить все работы на ней, выключить приборы и доложить преподавателю или лаборанту.
8. Запрещается:
- под напряжением вскрывать крышки приборов, перебирать электросхему, расстыковывать штепсельные разъемы и т.д.
- выносить из лаборатории методические пособия, материалы и приборы, полученные для выполнения лабораторных работ;
- выходить за пределы лаборатории без разрешения преподавателя.
9. Студенты, нарушающие настоящую инструкцию, от занятий в лаборатории отстраняются.
|
|
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. За каждой лабораторной установкой работает не более 2х студентов. Группа разбивается на подгруппы из 2х человек обычно по желанию студентов. Подгруппы фиксируются в журнале преподавателем.
2. При опоздании студента на ЛР:
- менее 15 мин: студент допускается в лабораторию;
- более 15 мин: студент допускается в лабораторию с соответствующей отметкой в журнале группы. К следующей ЛР студент допускается при наличии допуска из деканата;
3. Во время ЛР в лаборатории могут находиться только сотрудники кафедры и студенты из соответствующей группы по расписанию.
4. Студент допускается преподавателем к выполнению лабораторной работы только после:
- проведения инструктажа по технике безопасности и подписи получившего и проводившего инструктаж в журнале группы;
- при наличии оформленного журнала (смотри «Требования к оформлению журнала для ЛР»). Образец журнала можно посмотреть на сайте: http://www.mai.kaf801.ru/files.php.
При отсутствии или не полностью заполненном журнале ЛР:
- проставляется соответствующая отметка в журнале группы;
- студент готовит журнал в лаборатории;
- при наличии времени студент допускается к выполнению ЛР.
Готовый журнал подписывается преподавателем, также делается соответствующая отметка в журнале группы.
5. Студенты выполняют опыты в соответствии с инструкцией по технике безопасности.
6. В ходе выполнения ЛР преподаватель отвечает на вопросы студентов по теме ЛР.
7. После снятия замеров, проведения необходимых расчетов и построения графиков, студент должен представить полученные результаты преподавателю на подпись. Также делается соответствующая отметка в журнале группы.
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЩИТЫ
ВЫПОЛНЕННЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. Для защиты лабораторной работы необходимо заполнить отчет о ЛР (смотри «Требования к оформлению журнала для ЛР»).
2. Защита выполненной лабораторной работы проводится:
- для 4хчасовых ЛР: в часы данной ЛР в соответствии с расписанием;
для 2хчасовых ЛР: в этот или другие дни в часы в соответствии с расписанием.
3. Требования при защите ЛР:
3.1. Преподаватель оценивает ЛР в соответствии с программой курса и проставляет оценку в журнале ЛР и в журнале группы.
3.2. Преподаватель может принять ЛР с оценкой «удовлетворительно» при:
- наличии журнала ЛР, оформленного в соответствии с «Требования к оформлению журнала для ЛР»;
- личном выполнении студентом ЛР;
- письменном верном ответе на контрольные (тестовые) вопросы из утвержденного кафедрой 801 списка, написанном в присутствии преподавателя.
4. Защита выполненной лабораторной работы проводится тому же преподавателю, с кем проходило её выполнение. Допускается сдача ЛР лектору, куратору от кафедры 801 (по соответствующему факультету) по заявлению на имя заведующего кафедрой 801 с указанием причины, или экзаменационной комиссии; решение принимает зав. каф.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЖУРНАЛА ДЛЯ ЛР
Формальные требования
Лабораторные работы аккуратно оформляются в виде журнала ЛР.
Журнал ЛР ведется в одном из следующих видов:
- общая тетрадь с прошитым или проклеенным корешком;
- изданный типографским способом и одобренный на заседании кафедры;
- из прошитых листов формата А4 в соответствии с образцом;
- допускается отдельный журнал по каждой ЛР.
Оформление журнала ЛР должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-2001 и ЕСКД (единая система конструкторской документации).
В частности, все, без исключения, записи выполняются ручкой, пишущей черным, синим или фиолетовым цветом. Остальные графические изображения выполняются хорошо заточенным простым карандашом средней или менее твердости. При подготовке таблиц и координатных осей используется линейка. Ошибочно сделанные записи зачеркиваются ручкой одной чертой, а верная запись выполняется рядом. Какие либо подчистки, замарывания, замазывания и заклеивания ошибочных записей не разрешаются. Допускаются только общеупотребительные сокращения слов.
|
|
Подготовка конспекта
Первая страница является титульной, оформляется в соответствиями с общеинститутскими требованиями и содержит:
- название института;
- заголовок «Журнал лабораторных работ по физике»;
- личные данные студента (фамилия, имя, отчество, номер группы);
- дату выполнения работы.
Конспект лабораторной работы должен содержать:
1) номер работы;
2) название работы;
3) кратко сформулированную цель работы;
4) краткое изложение теоретических положений, относящихся к работе, включая формулы с пояснением входящих в них величин и их размерности; необходимые константы и параметры;
5) схема эксперимента;
6) подготовленный для проведения расчетов набор формул, в том числе формулы для вычисления ошибок;
8) необходимые шаблоны таблиц и графиков; ячейки таблиц следует выполнять размером, позволяющим, в случае ошибки, перечеркнуть неверную запись и выполнить рядом правильную;
Вклеивание скопированных из какого-либо источника материалов в журнал не допускается.