Министерство образования и науки России
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Казанский национальный исследовательский технологический университет»
История
Учебно-методические указания
2018
УДК 947
Составители: Коршунова О.Н., Хамматов Ш.С., Салимгареев М.В.
История: учебно-методические указания / сост. О.Н. Коршунова, Ш.С. Хамматов, М.В. Салимгареев - Казань: Изд-во Казан. нац. исслед. технол. ун-та, 2019. - 74 с.
Содержат методические указания по организации самостоятельной работы по курсу «История», составленные с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в соответствии с учебным планом для бакалавров всех специальностей на основании примерной программы по дисциплине «История».
Включают в себя планы семинарских занятий, тематику докладов, рекомендации к их выполнению. Для закрепления изученного материала, самопроверки и контроля знаний предлагаются контрольные вопросы и тестовые задания.
Предназначены для бакалавров всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Подготовлены на кафедре гуманитарных дисциплин.
Печатаются по решению методической комиссии факультета социотехнических систем.
.
Рецензенты:
д.и.н., профессор Д.В. Давыдов (Казанский национальный исследовательский технический университет)
д.п.н., профессор К.С. Идиатуллина (Казанский государственный технологический университет)
© Коршунова О.Н., Хамматов Ш.С., Салимгареев М.В., 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…….……………………………………………4
Планы семинарских занятий………………………….8
Творческие задания…………….……………...………23
Тесты для самопроверки………………...…………....34
Вопросы итоговой контрольной работы…………….66
Информационно-методическое обеспечение………..68
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «История» относится базовой части учебного плана всех направлений подготовки. Взаимосвязи дисциплины с другими составляющими ООП проходят по линии компетенций, относящихся к характеристике профессиональной деятельности бакалавра. Цели освоения дисциплины «История», вытекающие из ее содержания, способствуют формированию ряда общекультурных компетенций.
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции
* Указанные компетенции являются типовыми для государственных стандартов по направлениям подготовки бакалавров в КНИТУ.
1. Основные универсальные компетенции:
- способность использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук, их основные положения и методы;
- способность к восприятию и принятию культурного многообразия мира и толерантному отношению к нему;
- способность бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, осознавать ценность российской культуры и ее место во всемирной культуре;
- способность осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, стремиться и быть готовым к совершенствованию и развитию общества на принципах демократии, свободы и гуманизма;
- способность к интерпретации социальных последствий научно-технического прогресса;
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в нем;
- способность видеть взаимосвязь между прошлым и настоящим при ценностно-критическом отношении к историческому опыту прошлого;
- способность к саморефлексии, адекватному оцениванию результатов своей деятельности;
- способность владеть «русским историческим языком» - терминологией исторической науки.
2. Профессиональные
- способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии, и быть готовым к переоценке накопленного опыта;
- способность понимать и излагать получаемую информацию в устной и письменной речи;
- способность к интерпретации социальных последствий научно-технического прогресса;
- способность выстраивать перспективные линии своего интеллектуального, нравственного, культурного, профессионального развития.
В семинарских занятиях по курсу «Истории» основной акцент делается на самостоятельную работу студентов, поэтому совершенствование учебного процесса, в первую очередь, заключается в более эффективной организации познавательной деятельности студентов.
Сегодня самостоятельная работа студентов призвана стать несущим элементом всего учебного процесса, в центре которого технология организации самостоятельной познавательной деятельности студента, которая должна заключаться в раскрытии закономерностей и методических приемов восприятия и осмысления изучаемого материала, что невозможно без активной и самостоятельной мыслительной деятельности.
Овладение методами самостоятельной работы способствует не только интенсификации учебного процесса и сокращению аудиторного времени обучения, которое является менее творческим, чем работа вне аудитории, но и повышению эффективности усвоения знаний, развития и самоорганизации личности студента.
Под СРС подразумеваются виды индивидуальной и познавательной деятельности на занятиях и во внеучебное время без непосредственного участия преподавателя. Это органическая составляющая учебного процесса. СРС позволяет углубить знания по ключевым темам курса, закрепить навыки аналитического подхода к историческим процессам, расширить исторический кругозор студента, привить ему некоторые исследовательские навыки. Задачи организации СРС – переход от информативного к методологическому характеру преподавания с использованием активных методов обучения.
Основные виды СРС: подготовка к семинарскому занятию, контрольной работе, написание реферата, работа с картами. Вопросы и задания предполагают поиск дополнительной информации, на них следует дать письменный ответ, возможны формы схем и таблиц. Оценки за выполненные задания входят в рейтинговую систему контроля знаний. Студенты в рамках СРС выполняют также творческие задания, аннотацию, рецензирование, конспектирование дополнительной литературы, выступление на заседании студенческого научного кружка, студенческой научной конференции. Кроме того, студенты обязаны иметь в наличии конспекты лекций, семинарских занятий, а также хорошо подготовиться к выполнению контрольной работы. Отчет по темам для самостоятельного изучения проходит в рамках изучения данного периода. Важной частью СРС является подготовка реферата. Защита реферата предполагает выступление его автора, ответы на вопросы, возникшие по теме у аудитории, а также текст рецензии оппонента из числа студентов данной группы. В рецензии указываются позитивные и негативные стороны реферата, степень его актуальности и глубины, содержит замечания и рекомендации.
Итоги и анализ работ сообщаются на семинарах, тематически пересекающихся с заданиями и на индивидуальных и групповых консультациях. Видами контроля являются фронтальные контрольные работы, тестирование, коллоквиумы.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Модуль 1.