От автора
До сих пор многие психологи, занимающиеся профдиагностикой, пользуются схемой, предложенной в 1908 году американским ученым Ф. Парсоном. Он был убежден, что достаточно «просчитать» человека с помощью тестов, узнать требования каждой профессии, а затем организовать встречу человека с «подходящей» профессией.
В школьной профориентации модель Парсона представлена в виде трех кругов «хочу», «могу», «надо». Ее логика безупречна: будущая профессия должна нравиться («хочу»), соответствовать возможностям («могу») и быть востребованной в обществе («надо»).
Однако мы можем бесконечно говорить подросткам о том, как важно совпадение или хотя бы сближение этих сфер, но на деле им хочется не того, что «можется», а надо что-то иное.
Даже качественная психологическая диагностика – это, в лучшем случае, только констатация факта. Много ли проку от врача, который не лечит, а только ставит диагноз?
Тестирование, как любое взаимодействие, способно задать вектор личностного развития – не будем упускать эту возможность!
|
|
Галина Резапкина
Рекомендации по проведению психологической диагностики
Цель психодиагностической диагностики – получение информации о качествах, влияющих на поведение человека, но с трудом поддающихся непосредственному наблюдению, например, готовности к обучению, интеллектуальных способностей, самооценки. Психодиагностика позволяет определить актуальный уровень развития способностей человека и его потенциал («зону ближайшего развития»).
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она не дана человеку от рождения, а формируется в трудовой деятельности. В основе профессионализма лежит профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.
Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.
При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:
1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;
2) отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;
3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;
4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.
|
|
Квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение самоопределения детей и подростков снижает негативное влияние этих факторов.
В школьном возрасте некорректно говорить о профессиональных способностях: правильнее говорить об индивидуальных психологических особенностях как предпосылках формирования способностей. Однако диагностика этих особенностей в школе снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения и будущей профессии.
Выбору профиля обучения в 8-9 классах предшествует ориентировочный этап, на который приходится формирование интереса к миру профессий; знакомство со своими психологическими особенностями и развитие умения соотносить их с требованиями профессий.
Психологическая диагностика в 6-7 классах должна сопровождаться краткой, но информативной и запоминающейся беседой по теме занятия, небольшими упражнениями и заданиями, примеры которых приведены в данном пособии.
Работа с методиками основана на потребности подростка в самопознании и саморазвитии, поэтому предполагает отказ от директивных методов консультирования, блокирующих потребность в профессиональном и личностном самоопределении.
Необходимо объяснить учащимся и их родителям цели работы и обеспечить комфортные условия работы: тишина, нормальная температура и освещение, отсутствие внешних раздражителей.
Методики, включенные в пособие, объединяет компактность, информативность, простота в обработке, понятная учащимся интерпретация. Методики прошли апробацию в рамках мероприятий национального проекта «Образование» (2006-2010 гг). в образовательных учреждениях Москвы и Московской области.
В пособии представлены девять методик, исследующих профессиональные интересы и склонности, мышление и личностные особенности.
Блоки нельзя рассматривать изолированно друг от друга: информация, полученная с помощью одних методик, обычно перекрывается и уточняется другими. Методики могут использоваться при консультировании учащихся, испытывающих трудности в обучении и общении.
Профессиональные интересы и склонности | «Или-или»(модификация методики «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова) Определение типа будущей профессии(модификация методики Е. А. Климова) Опросник профессиональных склонностей(модификация методики Л. А. Йовайши) |
Мыслительные способности | Определение типа мышления (модификация методики Дж. Брунера) Краткий интеллектуальный тест (модификация методики Н. В. Бузина) Тест интеллектуальной лабильности(сокращенный вариант) |
Личностные особенности | Определение темперамента(модификация Личностного опросника Айзенка) Тест эмоций (модификация теста Басса-Дарки) Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса) |
В комплект входит Тетрадь самодиагностики с бланками и опросниками. Карта самодиагностики в конце Тетради поможет учащимся систематизировать и обобщить полученную информацию. Психолог на основании этих данных может составить развернутый психологический портрет каждого ученика. Тетради самодиагностики необходимо хранить в условиях, исключающих доступ к ним третьих лиц.
Психологическую диагностику следует рассматривать не как разовый замер психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистичного представления о себе на основе психолого-педагогической диагностики, как компонент систематической психолого-профориентационной работы. Ее продолжением могут быть тренинги, игры, классные часы «Беседы о самоопределении» и другие средства психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся.
Развивающая диагностика может быть продолжена в 8-9 классах.