Фонетическая ритмика

«И» – кисти рук у плеч. Произносим звук «И» – тянем руки вверх,

приподнимаемся на носки.

7.Конструирование. Складываем из палочек букву «И».

Логоритмика.

Иней лег на ветки, по тайге туман.

Перепелки сели, гуси полетели.

Принесли на крыльях, теплый месяц май.

52

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Показываем ослика и говорим: «Ослик кричит: «Иа - Иа».

И и

ИА

ИВА

ПИ-ЛА

ЛИ-СА

ДИ-ВАН

53

СПИТ

СТО-ИТ

СИ-ДИТ

КУ-БИ-КИ

МА-ЛИ-НА

Ослик стоит.

Полина сидит.

Вот бидон.

54

Автоматизация звука «И».

Аист анис биатлон бивни

Бидон бинт бис битва

Блик блин блок блондин

Блондинка ботаника ботинки виадук

Вид видно вилка вина

Вино винт винтовка висок

Вист витамин воин диван

Диво диктант динамик динамит

Диплом дипломат диск диспут

Длина долина ива идиома

Идиот идол икота икона

Имам инки инок иск

Ислам истина сток истопник

Истома истукан искусство итак

Калина калитка кимоно кино

Кипа кит киста климат

Клин клиника клубника копилка

Косилка кубик кулик кулиса

Клип клинок лиана лимон

Липа лист малина мандолина

Миллион микстмим мина

Минус молитва ник нитка

Обида один оптика оптимист

Отит павлин паломник паника

Пианино пианист пиво пика

Пикник пила пилот пион

Пластилин пластик пластина пластинка

Плита плитка плинтус поилка

Путник санки свист свисток

Сила силос сито слив

Слива соломинка спутник сутки

Твист тик тип тина

Тиски тмин тупик улитка

Купи кипу пик.

55

Урок 15.

Артикуляция звука «Й» при изолированном произнесении.

Губы напряжены, растянуты в «улыбку», прижаты к резцам.

Расстояние между резцами минимальное, резцы сближены.

Положение языка: кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка

высоко поднята. Боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;

язык напряжён, есть желобок.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.

Можно осязать толчок воздуха. Сильное напряжение дна ротовой полости.

Пальчиковая гимнастика.

«Крючок» -Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом. Можно делать

«крючок» всеми парами пальчиков: безымянными, средними, указательными,

большими.

3.Дыхательные упражнения. Дуем в свисток.

Артикуляционные упражнения.

«Улыбка» - Улыбнуться. Губы сомкнуты, растягиваются в улыбку.

Способы коррекции. - Используем кинестетическое восприятие. Одну

Руку прикладываем к темечку, вторую на горло. Сравниваем со

Звуком «И».

Фонетическая ритмика.

«И» – кисти рук у плеч. Произносим звук «И» – тянем руки вверх,

приподнимаемся на носки, произносим звук «Й», делаем резкие круговые

движения ладонями.

Конструирование. - Складываем из палочек букву «Й».

Логоритмика.

Иней лег на ветки,

Ночью был мороз.

Лебеди летели,

Ночью песни пели.

Май с собою принесли.

Улетели снегири.

56

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Й й

Ай ой

май

май-ка

лай-ка

дай

пой

57

Тима, дай йод.

Сима, на йод.

Мой кот.

У Васи майка.

Твой папа.

У Оли лайм.

58

Автоматизация звука «Й».

Ай бай байка

Байкал балалайка Бийск

Бой бонсай буй

Буйвол вой война

Войлок Вий дойка

Индейка йота инсайд

Кайман койка койот

Кит китобой Клондайк

Лай лайм май

Майка майна мой

Мойва мойка молодой

Найтовка ой пай

Пайка пойма покой

Плойка помойка постовой

Сайка сайт свой

Слайд слой слойка

Сойка тайна твой

удой

59

Урок 16.

Артикуляция звука «Я» при изолированном произнесении.

Положение губ: в первый момент как при звуке «И». Во второй – как при

«А».Расстояние между резцами от минимального увеличивается до

максимального.

Язык в первый момент занимает положение как при «И», затем – как при

«А».

Мягкое нёбо поднято.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.

Можно осязать воздушную струю, вибрацию гортани, грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

«Волна» - Соединить пальчики двух рук в замок и совершать волнообразные

движения сцепленными руками.

3.Дыхательные упражнения. – Вдох и выдох через нос, рот закрыт.

Артикуляционные упражнения.

«Чистим зубки»- Улыбаемся, рот приоткрыт, видно зубы. «Почистим»

нижние зубы, двигая кончиком языка из стороны в сторону, а затем снизу

вверх.

Способы коррекции.

По подражанию на слухозрительной основе. Использовать все сохранные

анализаторы, тактильно-вибрационные ощущения.

Фонетическая ритмика.

Работа проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук и

вместе с другим гласным звуком слитно так, чтобы один звук как бы

вливался в другой. Произнесение звуков сопровождается движениями, так же

плавно переходящими одно в другое «ИА-ИА-ЙА-ЙА-Я-Я-Я».

7.Конструирование. -Лепим из пластилина букву «Я».

Логоритмика.

Кто умеет чисто мыться? - Я.

Кто водички не боится? - Я.

Кто съедает быстро кашу? - Я.

Угощает кашей Машу? - Я.

Кто игрушки убирает? - Я.

Маме дома помогает? - Я.

60

Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.

Я я

ДЯ-ДЯ

НЯ-НЯ

ЛЯ-ЛЯ

ЯМА

ЯБ-ЛО-КО

Яна, тут яма.

Яна упала.

61

Няня сидит.

Вот поляна.

Тут яблоня.

У дяди яблоко.

Ляля, дай

мясо.

Кот мяу-мяу.

Кот ням-ням.

62

Автоматизация звука «Я».

Апатия Ася бяка

Балясина баня баян

Буян воля доля

Дядя имя Италия

Испания капля каяк

Кипяток клякса кляп

Коляда коляска косяк

Лилия линия маяк

Миля миссия молния

Мясо мята оляпка

Пакля пламя пляс

Пляска плясун поляна

Понятно пояс пуля

Пятак пятка пятно

Сабля сакля синяк

Солянка соя статуя

Туя тяпка яд

Яблоко яблоня явка

Як ял ялик

Яма ясли ясно

яства

63

Урок 17.

Артикуляция звука «Ы» при изолированном произнесении.

Губы немного напряжены, чуть выдвинуты вперёд. Расстояние между

резцами 2-3 мм.

Положение языка: кончик языка оттянут вглубь ротовой полости, спинка

высоко поднята. Язык напряжён.

Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.

Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.

Можно видеть положение губ, расстояние между резцами.

Можно осязать слабую воздушную струю, вибрацию в области гортани и

грудной клетки.

Пальчиковая гимнастика.

«Солдаты». - Разгибать пальчики, сжатые в кулачок.

«Наши пальчики – солдаты,

Дружно встали вместе в ряд,

И шагают на парад.

Первый встал большой,

Указательный второй,

Средний, безымянный, и мизинчик малый».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: