Предшественники дарвинизма

 

Конечно, дарвинизм с его идеями эволюционного развития, естественного отбора и происхождения человека из обезьяны родился не на пустом месте. Соответствующие идеи «витали в воздухе».

Некоторые – на протяжении веков. Однако по разным причинам они не принимались обществом, дожидаясь своего часа. Идея эволюционного развития живого мира (биологической эволюции) стара как мир. Предположение о том, что живые организмы могут изменяться, встречается уже у ранних греческих философов, живших до Сократа. Давать исторический обзор всех научных и философских концепций биологической эволюции не позволяет формат данного материала. Отмечу лишь, что непосредственно перед появлением «Происхождения видов…» Дарвина в обществе популярной была версия биологической эволюции французского учёного-естествоиспытателя Жана Батиста Ламарка (1744–1829), изложенная им в «Философии зоологии» (1809). Концепция Ламарка (ламаркизм) достаточно сложна для объяснения. Автор использует в работе понятия, которые малопонятны современному человеку, например, «тонкие флюиды», «эфир» и т. п. Некоторые положения принимаются без доказательства (так, допускается постоянное «самозарождение жизни» и т. д.). Если коротко перевести на наш язык, то «двигателем» эволюции является внутренне присущее организмам «стремление к самосовершенствованию». Кстати, даже появление дарвинизма не привело к уничтожению ламаркизма. Во второй половине XIX века они сосуществовали как конкурирующие концепции. Позднее (в ХХ в.) в рамках синтетической теории эволюции они уже рассматривались как дополняющие друг друга.

Но возьмём самую «революционную» и шокировавшую многих в ХIХ веке идею происхождения человека из обезьяны. Даже она, как выясняется, имела своих «предтеч»[53]. У многих племён Африки существуют предания о происхождении человека от обезьян. Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. Философ Анаксимандр (610–546 до н. э.), изучая развитие живой природы, выдвигал идеи о возникновении человека путём последовательных превращений животных. Зачатки эволюционных взглядов можно найти в сочинениях Демокрита, Эмпедокла, Сократа, Геродота, Аристотеля.

 

Жан Батист Ламарк

 

В эпоху Христианства идеи эволюционного происхождения человека из обезьяны никем не обсуждались. На сходство человека с обезьяной обратил внимание шведский естествоиспытатель и медик Карл Линней (1707–1778). Между прочим, этот естествоиспытатель не подвергал сомнению божественное происхождение человека. Он лишь провёл сравнительный анатомический и физиологический анализ двух видов. В эпоху господства Христианства это был очень смелый шаг; не случайно труд Линнея на долгое время был запрещён Ватиканом. Известный немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) в конце XVIII века писал о возможной эволюции природы, которая могла бы превратить человекообразную обезьяну в человека, снабдив её хватательной рукой и двуногим передвижением. Но при этом Кант считал обязательным условием такой эволюции наличие некой божественной «сверхидеи». Примерно в то же время шотландский философ Джеймс Барнетт Монбоддо (1714–1799) попытался объяснить превращение обезьяны в человека действием труда. Однако, будучи сторонником идеи неизменности видов, Монбоддо считал человекообразных обезьян и людей представителями одного вида. В России убеждённым сторонником идей о родстве человека с животными был известный писатель и философ А.Н. Радищев (1749–1802). В своём трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в конце XVIII века, Радищев говорит: «Человек – единоутробный сродственник, брат всему на Земле живущему, не только зверю, птице, рыбе, насекомому…, но и растению, грибу, мху… Паче всего сходственность человека примечательна с животными… Все органы, коими одарён человек, имеют и животные…» Но Радищев также подчёркивал и отличия человека, которые, по его мнению, в основном заключались в строении руки и большого пальца. Однако Радищев не распространял идею развития на бессмертную душу. Вплотную подошёл к созданию теории эволюционного антропогенеза Афанасий Каверзнев (1748-?), который в 1775 году, почти за сто лет до работ Ч. Дарвина, опубликовал на немецком языке в Лейпциге труд «О перерождении животных», в котором подробно развивал идею о родстве человека и обезьян[54]. Очень оригинального взгляда на происхождение человека придерживался Ж.Б. Робинс, который считал, что животные представляют собой неудачные попытки природы сотворить наиболее совершенную форму жизни – человека. Уже упоминавшийся нами выше создатель эволюционной теории Ж.Б. Ламарк в начале позапрошлого века изложил свою теорию происхождения человека. Он говорил, что некий «четверорукий» предок человека «утратил привычку» лазать по деревьям, но приобрёл другую – передвигаться на двух ногах. Будучи сторонником идеи об упражнении и праздном состоянии органов, Ламарк утверждал, что новые потребности предка человека рождали усилия, которые изменяли строение органов и частей тела будущего человека, а жизнь в многочисленных стаях требовала более совершенных средств общения.

Известный подвижник Православия иеромонах Серафим Роуз (1934–1982) в своей работе «Православный взгляд на эволюцию» пишет, что теория Дарвина – это уже финал длительной философской подготовки идеологии эволюции. Она началась с философов-рационалистов XVII века: «…нет убедительных научных доказательств, чтобы …всё ныне живущее произошло, в конечном счете, от какого-то примитивного организма. Святые Отцы, это совершенно ясно, не верили в какую-либо такую теорию – потому что теория эволюции изобретена лишь в недавние времена. Это есть продукт современного западного образа мыслей, и, если желаете, могу потом показать вам, как возникла эта теория в русле современной философии, начиная с Декарта, задолго до того, как были получены её “научные доказательства”»[55].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: