Упражнение, развивающее умение направлять звук в основные резонаторы по методике. К. Линклейтер

Тема: «ЗАКОНЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ».

Ход занятия:

Изучение законов словесного действия.-15 мин.

Комплекс упражнений для развития сценической речи.-15 мин.

Логическое ударение. Паузы. Работа над логикой речи.-10 мин.

Упражнения для работы над темпом и ритмом речи. - 5 мин.

ЗАКОН «СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ»

Осмысленная речевая деятельность направленная на достижение конкретной речевой задачи в определённых конкретных предлагаемых обстоятельствах и условиях.

ЗАКОН «КОНСТЕКСТА»

Который помогает определить смысл в словесном действии

ЗАКОН «СВЕРХЗАДАЧИ»

Всякое речевое общение имеет глубинную цель, ради которой оно осуществляется – «кому, зачем сегодня и сейчас»

ЗАКОН «СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ»

Речевая общение, как деятельность осуществляется через систему конкретных последовательных действий.

ЗАКОН «ПЕРСПЕКТИВЫ»

Речевое действие всегда включает в себя необходимость разрешения цепи поставленных задач, осуществляющих ради определённой актуальной темы.

ЗАКОН «НОВОГО ПОНЯТИЯ»

В системе речевого действия – движение мысли осуществляется от чувственного к новому.

ЗАКОН «СРАВНЕНИЯ И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ»

В цепи речевого действия ход мысли согласно законам логики мышления идёт от понятия к суждению и умозаключению путём анализа мысль может быть поддержана, развита или отвергнута.

ЗАКОН «РАСКРЫТИЯ ПОДТЕКСТА»

Речевое общение имеет мощную структуру, в которой взаимодействуют информационный уровень (передача общего значения) и смысловой подтекстовый уровень (передача отношения). На смысловом уровне обнаруживается конкретное содержание и цель общения.

ЗАКОН «СОЗДАНИЯ В ВООБРАЖЕНИИ ЧЁТКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ВИДЕНИЯ»

Речевое общение осуществляется на основе конкретного чувственного, образного представления о действительности и воздействия на партнёра своим видениями.

 

 2.Комплекс упражнений для развития сценической речи.

Упражнение 1. "Мячик и насос"

Упражнение на длительный и резкий выдох.

Воспитанник, выполняющий роль насоса, надувает мячик, роль которого исполняет другой воспитанник. Наклоняясь вперед, при каждом "нажатии на рычаг", студиец выдыхает воздух со звуком "с-с-с-с-с...", и каждый раз при вдохе полностью выпрямляясь. Воспитанник, выполняющий роль мячика, начинает упражнение из положения в точке — расслабленная поза, на корточках, на полной ступне. При каждом надувающем движении "насоса", "мячик" надувается, набирая порциями воздух до максимального наполнения легких, постепенно распрямляясь до полной точки раскрытия: корпус распрямлен, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Из " полностью накаченного "мяча" "вытаскивается пробка" и он сдувается со звуком "ш-ш-ш-ш-ш....", медленно опускаясь в точку.

Упражнение 2 "Уставший мячик и измученный насос"

Упражнение на освобождение голоса.

Упражнение "Мячик и насос" выполняется в измененных предлагаемых обстоятельствах. Насос измучился надувать мячик, да и мячик страшно устал. При этих условиях возникает необходимость снять напряжение во время выдоха, что способствует рождению голоса.

Упражнение 3. "Орган"

Упражнение на освобождение голоса.

Полностью расслабившись и закрыв глаза, воспитанники лежат на полу. Педагог поочередно касается каждого из них как бы открывая клапаны каждой органной трубы. Воспитанники -"органные трубы" начинают звучать и звучат до тех пор, пока педагог повторным касанием не закрывает клапан. В тот момент, когда нажаты все клапаны, в помещении некоторое время "звучит орган".

Упражнение 4. "Диалог со стеной"

Упражнение на развитие резонаторов по методике К. Линклейтер.

Направляя голос в грудной резонатор, воспитанник следит за тем, чтобы звук из грудного резонатора направлялся точно в стену, слушая при этом собственное эхо. Таким же образом выстраивается диалог с полом через брюшной резонатор и с потолком через голову.

Упражнение 5. "Пятачок, улыбочка"

Упражнение на развитие губных мышц из артикуляционной гимнастики.

При положении "пятачок" зубы сомкнуты, губы вытянуты вперед и собраны в плотный пятачок. При положении "улыбочка" зубы сомкнуты, а губы растянуты в улыбку Буратино, но так, чтобы зубы не были обнажены. По команде педагога воспитанники меняют положение "пятачок" на положение "улыбочка" в темпе, заданном педагогом.

Упражнение 6. "Кидаем мячи"

Упражнение на развитие дикции.

Произнося различные звукосочетания, например, "птки-птке-птка-птко-птку-пткы", "тпки-тпке-тпка-тпко-тпку-тпкы", воспитанник кидает воображаемые мячи в стену, подключая к действию все тело.

Упражнение 7. Словесное действие

Упражнение на работу с литературным текстом.

Используя текст знакомого стихотворения, воспитанник должен совершить заданное действие, например, убаюкать непослушных детей или отругать их.

Упражнение 8. "Точка зрения"

Упражнение на логику текста.

Воспитанник должен прочитать знакомую басню от лица одного или другого ее персонажа, выстраивая интонирование в соответствии с логикой отношения данного персонажа к описываемым событиям. Задание может быть выполнено в форме группового этюда.

Упражнение 9. "Чужие руки"

Упражнение для освобождения верхней части грудной клетки от мышечных зажимов по методике Э. Чарелли.

Руки согнуты в локтях и прижаты к бокам. При вдохе плечи чуть напряжены, но не подняты. Должно быть достигнуто мышечное ощущение: хочу оторвать руки, но не могу.

Упражнение 10. "Сонная голова"

Упражнение для снятия зажимов мышц затылка и шеи

Круговое движение головы то вправо, то влево. Если шея высокая, нужно следить, чтобы голова не очень запрокидывалась назад и не соприкасалась со спиной, так как при этом дыхание прерывается. При выполнении упражнения необходимо создать мышечное ощущение "толстой шеи".

Упражнение 11. "Путешествие по резонаторам"

Упражнение, развивающее умение направлять звук в основные резонаторы по методике. К. Линклейтер.

Изучая вибрации, резонирующие в груди, во рту и на передних зубах, нужно запрокинуть голову назад и произнести: "хааа-хааа-хааа". Затем, подняв голову, нужно снова произнести "хаа-хаа-хаа". Затем, уронив голову вперед, нужно произнести "хии-хии-хии". Затем повторить весь процесс в обратном порядке: опуститься к зубному резонатору, затем подняться к ротовому и, запрокинув голову назад, "уронить" звук в область грудной клетки. Повторить упражнение, окрашивая звук в разные оттенки или воображая ситуации, требующие определенного звучания определенных резонаторов. Выполнять упражнение приблизительно в течение трех минут.

Упражнение 12. "Кислородная подушка"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: