Николай Гаврилович Чернышевский

Гражданская казнь Чернышевского. Детские годы писателя. Учеба в Саратовской духовной семинарии и Петербургском университете. Чернышевский – учитель в Саратовской гимназии. Основные идеи диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Сближение с кругом журнала «Современник». Роман «Что делать?» (фрагментарное изучение). Творческая история романа. Жанровое своеобразие романа. Значение романа в истории литературы и революционного движения. Диалоги с «проницательным читателем» как школа идейного воспитания. Композиция романа. Старые и новые люди. «Особенный человек» Рахметов. Четыре сна Веры Павловны. Каторга и ссылка писателя. Роман «Пролог».

Теория литературы. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа: второй сон Веры Павловны (глава 3, раздел 3), «Похвальное слово Марье Алексеевне» (глава 2, раздел 24), эгоизм Марьи Алексеевны (глава 2, раздел 8), изображение внутреннего мира героя в монологе Лопухова (глава 4, раздел 1), характеристика «особенного человека» Рахметова (глава 3, раздел 29), четвертый сон Веры Павловны.

Пр.д-ть. Презентация основных этапов биографии Чернышевского (подготовка медиа-слайдов). Диалоги автора с проницательным читателем (комментарий учащихся). Интерпретация четырех снов Веры Павловны с точки зрения социально-философских идей романа (диспут).

Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны». Составление и проведение дискуссии на тему: «Нужно ли современному школьнику изучать роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»». Написание рефератов и сочинений на предложенные темы (индивидуальные задания).

 

Иван Александрович Гончаров

Своеобразие художественного таланта И.А.Гончарова. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов» (текстуальное изучение). Н.А.Добролюбов, А.В.Дружинин о романе. Полнота и сложность характера Обломова. Андрей Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. Историко-философский смысл романа. Творческая история романа «Обрыв». Герои романа. Выход из «Обрыва». «Обрыв» в оценке русской критики.

Теория литературы. Очерк. Портрет, речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Диалог и внутренний монолог. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа: посещение Волковым, Пенкиным и Судьбинским ленивца Обломова (часть 1, глава 2), диалоги Обломова со Штольцем (часть 2, глава 4), «Сон Обломова», последние главы романа.

Пр.д-ть. Презентация биографии Гончарова (подготовка медиа-слайдов). Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада» (выразительное чтение с комментариями учащихся). Обсуждение фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (1979) (коллективный проект).

Рр. Составление тезисного плана (конспекта, цитатного плана или др.) критической статьи. Раскрытие сформулированного тезиса. Составление подробного плана, отражающего историю любви Обломова к Ольге Ильинской. Составление цитатного плана по теме. Подготовка сообщения о роли образов крепостных слуг в романе. Стилистический анализ фрагмента. Написание статьи о фильме (индивидуальное задание). Написание сочинений на предложенные темы. Написание реферата (индивидуальное задание).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: