Класс
Выпускник на базовом уровне научится
Самостоятельно планировать работу по устранению пробелов в навыках правописания (с учётом ошибок, допускаемых в письменных работах по русскому языку и литературе)
Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разборы, анализ художественного текста
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных звуков, некоторых грамматических форм, иноязычных слов, а так же русских имён и отчеств.
Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения орфографических норм.
Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
Выполнять фонетический разбор
Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.
|
|
Выполнять лексико-фразеологический анализ текста
Анализировать состав слова, выполнять словообразовательный разбор
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.
Соблюдать орфографические нормы в собственной речевой практике.
Выполнять морфологический разбор
Иметь представление о понятиях «язык» и «речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма.
Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух.
Использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки.
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различныхинформационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы.
Владеть приёмами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Редактировать собственные тексты.
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.
|
|
Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать реферат, проект.
Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка.
Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей
Распознавать тексты научного стиля по их вне- языковым и лингвистическим признакам; анализировать научные (учебно-научные, научно-популярные) тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.
Сопоставлять и сравнивать научные тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.
Создавать учебно-научные тексты (в устной и письменной форме) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Выступать с сообщениями, небольшими докладами, презентациями; участвовать в диалоге, дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; составлять аннотации, тезисы, конспекты; писать рецензии.
Выбирать тему будущего выпускного реферата, проекта; собирать материал по избранной теме
Воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа (через комплексный анализ текстов)
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
1) анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
2) комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
3) отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
4) иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
5) выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
6) дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
7) владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
8) создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
9) соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
10) соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
11) соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
Класс
Выпускник на базовом уровне научится:
Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.
Сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.
Создавать официально-деловые тексты (заявление, доверенность, расписку, объявление, деловое письмо, резюме, автобиографию) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств
Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм.
Соблюдать пунктуационные нормыв собственной речевой практике.Выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
|
|
Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции
Распознавать тексты публицистического стиля речи по их внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.
Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.
Создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать передаудиторией сверстников с небольшой информационной, протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Организовывать и проводить дискуссии (выбор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сбор материала из окружающей действительности, литературы, средства массовой информации: убедительных фактов, наглядных примеров, аргументов, авторитетных высказываний)
Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам; анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств.
Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей
Принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма
|
|
Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи,использованных изобразительно-выразительныхсредств
Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально стилевой дифференциации современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка.
Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей.
Иметь представление о языковой норме, её видах и вариантах.
Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать в собственной речевой практике нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь, справочники по русскому правописанию
Воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа (через комплексный анализ текстов)
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
1) распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
2) использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
3) проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
4) сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
5) владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
6) создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
7) соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
8) осуществлять речевой самоконтроль;
9) совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
10) использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
11) оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Планируемые результаты освоения обучающимися интегрированного в предмет «Русский язык» модуля «Русский родной язык» (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17.12.2019 № 1213/13382)
- воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа