Лекция 1.
«Предмет биологии, задачи, методы, общая характеристика жизни. Свойства живой материи»
План.
Определение биологии; Значение биологии для сохранения чистоты биосферы, народного хозяйства и медицины.
2. Основные составляющие биологии. Классификация биологических наук.
3. Методы биологии.
4. Задачи биологии.
5. Свойства живых существ
сообщение «Роль биологии в медицине»;
«Биология и охрана окружающей среды»
Самостоятельно в тетради заполнить таблицу «История биологии»
Ф.И.О. ученого, внесшего вклад в развитие биологии как науки | Характеристика вклада ученого |
Домашнее задание В.Н.Ярыгин «Биология», 1987г. Стр. 3-16, читать
В.Н.Ярыгин «Биология», 2012г. Стр. 3-11
А.А.Каменский «Общая биология»,2005г. Стр.3-15
Определение биологии; Значение биологии для сохранения чистоты биосферы, народного хозяйства и медицины.
Биология – это наука, которая изучает жизнь во всех ее проявлениях: строение и развитие организмов, их функции, взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой.
|
|
Объект исследования биологии - человек.
Биология имеет важную роль в народном хозяйстве. Принятая майским Пленумом (1982 года)партии Продовольственная программа, направленная на максимальное удовлетворение граждан пищевыми продуктами, поставила серьезные задачи перед биологией.
Одна из главных задач современности – охрана природы. Хозяйственная деятельность человека наносит огромный ущерб природе. Развитие промышленности и с/х. производства способствует значительному загрязнению земель, воды, атмосферы. Все это оказывает неблагоприятное влияние на жизнь людей, животных, растений. На необходимость охраны природы первыми обратили внимание биологи в связи с полным исчезновением или резким сокращением численности многих видов животных и растений. Исследованиями в области генетики показано, что загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства, ядохимикатами, широко применяемыми в лесном и с/х., радиоактивными веществами чревато тяжелыми последствиями, так как вызывает вредные изменения в организме человека, передающиеся потомству.
В нашей стране охране природы уделяется огромное внимание. Уже в первые годы Советской власти были приняты «Декрет о земле», «Декрет о недрах земли» и др.
В 1980гду Верховным советом был принят закон «Об охране и использовании животного Мира».
Достижения биологии в значительной мере определяют успехи медицины. Еще в прошлом столетии немецкий ученый Р.Вирхов утвердил биологию, как теоретическую базу медицины, связав клеточную теорию с патологическими нарушениями в организме (патологические процессы в организме обусловлены изменениями в клетках).
|
|
Созданию учения об иммунитете способствовали исследования И.И.Мечниковым внутриклеточного пищеварения у беспозвоночных животных, которые привели ученого к открытию явления фагоцитоза.
Достижения современной иммунологии в значительной мере способствуют борьбе с инфекционными болезнями.
Открытие Д.И.Ивановским вируса табачной мозаики позволило в дальнейшем выделить у человека группу заболеваний, вызываемых вирусами (оспа, корь, грипп).
Исследования в области микробиологии и паразитологии позволили разработать меры профилактики и лечения заболеваний, вызываемых бактериями и паразитическими животными.
Велика роль биохимии в медицине. При различных заболеваниях в организме отмечаются значительные изменения веществ, что отражается на составе и свойствах крови, мочи, желудочного сока.
Успехи медицины связаны с биологически исследованиями, поэтому врач постоянно должен быть осведомлен о новейших достижениях биологии.
В программу курса биологии включены многие вопросы, знание которых имеет прямое отношение к практической деятельности врача. Таковы, например, закономерности наследственности, индивидуального развития, регенерации.
Биология тесно связана с другими науками: химией, физикой, математикой. Физика, химия, математика, геология, география.
2. Более правильно говорить о биологии, как о комплексе наук, значительно отличающихся одна от другой, но все они непосредственно связаны в единую систему биологических наук.
Основные составляющие части биологии.
Современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой, при этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи:
1. Общая биология – исследует общие свойства живых организмов и закономерности их развития.
2. Эмбриология – наука о закономерностях развития организма до рождения.
3. Генетика – наука о закономерностях изменчивости и наследственности организмов.
4. Экология – наука о взаимоотношениях между организмами и окружающей средой.
5. Дарвинизм – учение о закономерностях исторического развития живой природы.
6. Анатомия – изучает морфологические особенности организмов.
7. Гистология – наука о тканях
8. Цитология – наука о клетке.
Можно выделить несколько классификаций биологических дисциплин по различным направлениям исследований:
1. Классификация биологических систематических групп:
Вирусология - наука о вирусах,
Микробиология – наука, занимающаяся изучением микроорганизмов,
Ботаника – наука о растениях,
Зоология – наука о животных,
Антропология – наука о ископаемых человека.
2. Классификация биологии в зависимости от уровней организации живого:
Молекулярная биология – наука, исследующая общие свойства и проявления жизни на молекулярном уровне,
Цитология – наука о клетках,
Гистология – наука о тканях.
3. Классификация по структуре, свойствам и проявлениям жизни отдельных организмов:
Анатомия – наука о строении человека,
Морфология – наука о внешнем строении,
Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей,
Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
4. Классификация по структуре, свойствам и проявлениям коллективной жизни и сообществ живых организмов:
Этология – наука о поведении животных,
Экология – наука об отношениях различных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
5. Классификация по методам исследования:
|
|
Биохимия – изучает входящие в состав организмов химические вещества, их структуру, распределение, превращение и функции.
Биофизика – наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах,
Биометрия – изучает планирование количественных биологических экспериментов и обработка результатов методами математической статистики.
6. Классификация в зависимости от того, в какой именно области человеческой деятельности используются биологические знания:
Биотехнология – совокупность промышленных методов, позволяющих использовать живые организмы и отдельные их части для производства ценных для человека продуктов (белки, витамины, аминокислоты),
Агробиология – комплекс знаний о возделывании сельскохозяйственных культур.
7. Классификация биологических наук по направлениям исследований:
Вирусология – наука о вирусах;
Микробиология – наука о микроорганизмах;
Микология – наука о грибах;
Ботаника (фитология) – наука о растениях;
Зоология – наука о животных;
Антропология – наука о человеке.
8. Классификация биологических наук о развитии живой материи:
Биология индивидуального развития (онтогенез)– наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти;
Эволюционное учение (филогенез)– наука историческое развитие
9. Классификация биологических наук, использующих различные методы исследований:
Биохимия – наука о химических веществах и процессах в живых организмах;
Биофизика – наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах.
3. Методы биологии
Самостоятельно заполнить таблицу
Название метода | Описание метода | Ф.И.О. ученого внесшего вклад в развитие этого метода. Или использующий его в своей практике |
1. Описательный | ||
2. Экспериментальный | ||
3. Исторический | ||
4. Сравнительный | ||
5. Метод моделирования | ||
6. Близнецовый | ||
7. Дифференциального центрифугирования, | ||
8. Меченых атомов. | ||
9. Флуорисцентная микроскопия. |
|
|
В начале развития биологии использовался в первую очередь Описательный метод, построенный на наблюдениях с последующим описанием. На основе этого метода возникли морфологические науки – анатомия.
В развитии физиологических наук главную роль играет экспериментальный метод, который основан на специально поставленных опытах, направленных на выявление действия на организм различных факторов.
Исторический – метод, который позволяет проанализировать весь ход развития и становления изучаемого объекта.
Сравнительный – основанна анализе сходства и различий изучаемых объектов.
Метод моделирования – позволяет описывать сложные природные явления относительно простыми моделями.
4. Задачи биологии:
1. Изучение закономерностей проявления жизни (строения и функций живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой).
2. Раскрытие сущности жизни,
3. Систематизация многообразия живых организмов.