Краткое содержание
Религиоведение как комплексная сфера знаний о религии.
Как показывает опрос всемирный опрос Галлопа, проведенный в 1999 году, 87 % населения земли имеют религиозную веру (опрос проводился в 60 странах, представляющих население 1,25 миллиарда человек; всего было опрошено 50,000 человек). Даже если человек не имеет религиозной веры, он верит в то, что Бога нет, поскольку знать это как эмпирический факт нельзя.
Наличие многих религий приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие — неистинными. Попытки создать синкретическую религию также не увенчались успехом.
В прошлом, религия служила важным источником формирования культуры. Сегодня религия стала меньше влиять на жизнь общества.
Религиоведческое знание имеет и практическую функцию. Современный человек, получивший высшее образование должен обладать пониманием религии. Студенты, которые станут государственными служащими, вынуждены будут сталкиваться в своей работе с представителями разных конфессий. Для этого необходимо знать, что представляют из себя те или иные конфессии.
|
|
Для общения с другим миром человек в различных религиях прибегает к помощи «посредника». Это могут быть просто неживые предметы и личности. Эти лидеры указывают пути решения жизненно важных проблем. Так, Будда говорит ученикам: «…существует страдание, существует причина страданий, существует прекращение страданий, существует путь прекращения страданий.
Моисей пришел «и пересказал народу все слова Господа и все законы».
Иисус Христос говорит в Евангелии «Нет истины превыше Меня. Тот, кто видит Меня, начинает преданно служить Мне».
Муххамед предложил свое видение.
Наша страна, в составе СССР, проповедавала свободомыслие - научный атеизм. «Научный атеизм» (безбожие) – это одно из проявлений свободомыслия, наряду со многими другими, такими как деизм («внебожие»), пантеизм («всебожие»), скептицизм, нигилизм.
Ученые и теологи (тео (др.греч) - бог) вечно спорят. Эта напряженность между ними присутствует во всех религиозных конфессиях. Вера формально признает право на существование науки. Богословы навязывают собственное видение истории.
В конце концов, соперники нуждаются друг в друге. Ученые нуждаются в ортодоксах, чтобы привлечь внимание к своей работе. В свою очередь, ортодоксы внимательны к научным работам. Обмен мнениями им необходим.
Интерес к исследованию религии возникает достаточно давно.
Сенсацию в научных кругах вызвала расшифровка египетских иероглифов, осуществленная в 1822 г. Жаном Франсуа Шампольоном (1790-1832). Это открыло путь для изучения древнеегипетской религии и некоторых фактов, изложенных в Библии. Однако наибольшее влияние оказали археологические раскопки в Месопотамии.
|
|
Начиная с 70-х годов XIX в, лекции по религии читаются в крупнейших университетах Англии, Голландии, Германии, Франции, Италии и других стран Европы. На рубеже XIX-XX вв. в религиоведении складывается ряд самостоятельных дисциплин: философию религии, историю религии, психологию религии и социологию религии.
Менее чем за полвека своего существования религиоведение превращается в официально признанную науку. Таким образом, история религиоведения — это процесс возникновения и развития многочисленных концепций религии.
Современное религиоведение есть плод развития европейской культуры.
С проявлениями религии мы сталкиваемся постоянно: в быту (в языке («спасибо» = «пусть Бог тебя спасет», «богатый» = «пользуется покровительством Бога» и т.п.), в искусстве, архитектуре, в политике, в истории.
В Казахстане действует 46 разных религиозных объединений, в мире – около 5 000.
Приблизительно, 80% людей являются приверженцами каких-либо религий, и только 20% - люди нерелигиозные или атеисты.
Мировоззрение и его типы.
Результат познания религии, ее оценка во многом зависит от мировоззренческой позиции того, кто ее изучает.
Мировоззрение – это система общих взглядов на мир и место в нем человека, определяющая отношение человека к миру и к самому себе.
Обыденное мировоззрение (жизненно-практическое) формируется стихийно, само по себе, основано на здравом смысле и жизненном опыте людей;
Теоретическое мировоззрение – отличается логичностью, систематичностью, обоснованностью.
Известны 3 исторические формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
1. Мифологическое мировоззрение.
2. Религиозное мировоззрение.
3. Философское мировоззрение.
Сформировались два основных подхода к изучению религии, два типа религиоведения, каждый из которых имеет свои особенности, задачи, методы: конфессиональное религиоведение («конфессия» - от лат. «вероисповедание») и научное религиоведение.
1. Конфессиональное религиоведение опирается на богословско-теологический подход к изучению религии.
Главная задача конфессионального религиоведения – обоснование, систематизация содержания той или иной веры,
2. Н аучное религиоведение, главным преимуществом такой позиции является то, что знания о религии, полученные научным путем, доступны проверке, доказательны, т.е. более достоверны.
Методологическими принципами религиоведения являются:
1) Объективный подход:
2) Исторический подход
Как специальная дисциплина религиоведение складывается в середине XIX века. Впервые термин «наука о религии» в научный оборот ввел Макс Мюллер.
Основные разделы науки о религии
1. Филосо́фия рели́гии - совокупность философских установок по отношению к религии, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.
Философия религии существует столько же, сколько существует и философия в целом как часть духовной культуры. Философия религии понимаемая - это автономное философское рассуждение о Боге/божестве и религии (Платона, Фомы Аквинского, Б.Спинозы,И.Канта, Г.Гегеля и т. д.). Это сближает философию религии с историей философии.
На ранних этапах человеческой истории философские, религиозные и мифологические воззрения переплетались между собой.
В средние века - «философия - служанка богословия».
2. Социология религии - отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества.
|
|
Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый материал по истории христианства и неевропейских религий. Идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии (Огюст Конт, Иммануил Кант). Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля.
3. Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических методов к различным религиозным традициям, а также к религиозным и нерелигиозным личностям. Данная наука стремится описать происхождение религиозных верований, а также связанные с ними обычаи. Психология религии как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX столетия.
Многие области религии в настоящее время остаются неисследованными психологией.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые продиктованы непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
4. История религии. Вопросом возникновения религии, прежде всего, занимается религиоведение, начавшее формироваться в самостоятельную область знаний, начиная с XIX века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии и других наук.
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения.
- религиозная: человек был создан Богом, и до грехопадения общался с ним напрямую. После грехопадения общение с Богом было нарушено, но Бог открывал себя в откровениях, через ангелов, пророков и в богоявлениях. Человек, в свою очередь, имеет возможность обращаться к невидимому Богу (в молитвах) как непосредственно, так и через посредников. Политеизм рассматривается как результат постепенного отхода от изначального монотеизма.
- промежуточная, с одной стороны опирающаяся на современные научные знания, с другой стороны основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом. Каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу.
|
|
- эволюционная: религия возникает на определённом этапе развития сознания (невозможность рационально объяснить наблюдаемые природные явления). Религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был анимизм, тотемизм, политеизм и, наконец, монотеизм (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.).
Марксистская концепция, согласно которой корнем религии является бессилие человека перед природными, затем перед социальными явлениями. Известное выражение «религия есть опиум народа».
Контрольные вопросы:
1. Предмет религиоведения.
2. Теологический и светский подходы к изучению религии.
3. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.
СРС:
1. Предмет и структура религиоведения. Реферат
2. Определить важнейшие понятия и термины религиоведения. Доклад
СРСП: Теологические и светские (научно-философский) подходы к изучению религии. Реферат
ГЛОССАРИЙ
На русском языке | На казахском языке | На английском языке |
Религия | Дін | Religion |
Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). | ||
Религиоведение | Дінтану | Religious studies |
Область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии. | ||
Теология | Теология | Theology |
Систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. | ||
Религиозная психология | Діни психология | Religious psychology |
Представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. | ||
Религиозная идеология | Діни идеология | Religious ideology |
Это идеология, которая благодаря обращению к потустороннему связывает общество и личность в концепции единого существования и создает интеграционные, связующие силы между различными социальными группами. | ||
Религиозная организация | Діни ұйым | Religious organization |
Организация, образованная в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения. |
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Артемьев А.И. Религиеведение: основы общего религиеведения, история религий, религии в Казахстане (в двух томах). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 2. Артемьева А.И. Хрестоматия по религиеведению. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 3. Тимошинов В.И. Религиоведение (Казахстан, Евразия, Восток, Запад). Учебное пособие. – Алматы, «Бастау», 2011 г. 4. Религиоведение: Учебное пособие (под ред. Шахнович М.) – Санкт-Петербург, «Питер-пресс», 2011 г. |