Чувство природы –это удел избранных

Алгоритм работы с текстом.

Обратите внимание!

Каждый этап работы – отдельный абзац текста. Не забывайте грамотно структурировать текст.

По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему!

Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате –другой текст.

Примерный экзаменационный текст:

  Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотище-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души».

Лев Толстой говорил: «Счастье –это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Как разбудить его в раннем детстве? Сможет ли сделать школьный учебник. Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».

Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночёвкой в лесу. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Это школа должна обязательно быть.

  И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

                                                                                     (По В.Пескову)

 

Алгоритм работы с текстом

Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи.

Формулируем проблему.

Переходим к комментарию.

Формулируем позицию автора.

Выражаем своё отношение к проблеме.

Приводим аргументы (НЕ МЕНЕЕ 2-х, из литературы, искусства и т.д.)

Работаем над заключением.

1.Формулируем проблему.

Внимательно прочитайте текст известного журналиста В.Пескова. Определите тип и стиль речи.

  Перед нами текст – рассуждение в публицистическом стиле.

Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.   

В первом абзаце автор пишет: «Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотище-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души».

А вот что в финале: «И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью».


Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что даёт человеку любовь к природе?


Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)Чувство природы дано каждому человеку от рождения.

2)Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека.

3) Чувство природы – это удел избранных.

4)Любовь к природе даёт человеку ощущение счастья.

   В пункте 4 сформулирован авторский тезис. Он соответствует поставленному нами вопросу. Следовательно, вопрос поставлен верно.

Если вам не удалось поставить вопрос к тексту (сформулировать проблему), снова обратитесь к пункту А 28., в котором приведены тезисы (три верных авторских утверждения). По одному из них сформулируйте вопрос (проблему).

Например:

Чувство природы дано каждому человеку от рождения.

Задаём вопрос: «Является ли чувство природы врождённым?».

Любовь к природе надо вовремя разбудить в душе человека.

Что может разбудить любовь к природе?

Чувство природы –это удел избранных.

Тезис неверный, он не соответствует содержанию текста

4) Любовь к природе даёт человеку ощущение счастья.

Что даёт человеку любовь к природе?

Итак, проблема сформулирована:

Что даёт человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.

2.Пишем комментарий. 

  Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркнём ключевые слова и фразы.

  «Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотище-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души».В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имён, творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

Лев Толстой говорил: «Счастье –это быть с природой, видеть её. говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Как разбудить его в раннем детстве? Сможет ли сделать школьный учебник. Вряд ли. Но может это сделать умный. Чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького –бабушка), сельский пастух, охотник –всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».

Получается такой комментарий:

 В.Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье это - быть с природой, видеть её, говорить с ней».

3.Определяем позицию автора

Рекомендуем прочитать поставленный вопрос (что даёт человеку любовь к природе?) и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция. Чаще всего наиболее чётко сформулирована в последнем абзаце.

Последний абзац

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

У нас получилось:

В.Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками», даёт человеку ощущения счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчёта всех ценностей жизни».

4.Выражаем свою позицию.

Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными словами. Получаем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: