Орфография - раздел языкознания (+фактор письма), который устанавливает связь между буквой и звуком в той части, которая не определяется ни алфавитом, ни графикой.
Части орфографии:
1. Выбор между заглавной и прописной буквой - лексико-синтаксический принцип
2. Слитное, раздельное или дефисное написание - лексико-морфологический принцип
3. Выбор способов графического сокращения слов - буквенно-звуковой принцип
4. Перенос слов со строки на строку - слого-морфемный принцип
5. Выбор буквы, соответствующей звуку (главный принцип):
5.1. Морфологический принцип (на письме не отражаются особенности произношения, одна морфема всегда пишется одинаково) - вода/воды/водяной
5.2. Традиционный принцип (правильным признается написание, закрепленное традицией) - окончания -ого/-его, словарные слова
5.3. Фонетический принцип (на письме отражаются особенности произношения)
5.4. Дифференцирующий принцип (выбор написания обусловлен необходимостью разграничить, дифференцировать орфографическими средствами два слова) - ожог/ожёг
5.5. Принцип графико-морфологических аналогий (ь на конце после шипящих в императивах, инфинитивах, существительных 3-го склонения, наречий) - ночь, стеречь, вскачь
· Принцип нужен тогда, когда есть проблема выбора. Если орфограммы нет - слово беспринципное.
· Принцип имеет отношение к букве, а не к слову.
Билет 10
Принципы всех частей орфографии, включая основную
См. билет № 9.
Билет 11
Нарушения и ограничения морфологического принципа русской графики
Нарушения морфологического принципа проявляются в том, что одна и та же морфема в разных фонетических положениях пишется по-разному, на место принципа единообразного написания приходит фонетический принцип:
1. Приставки на з/с (взлететь/вскарабкаться)
2. Приставки роз-/раз-, рос-/рас- (расписать/роспись)
3. Удвоенная согласная вместо утроенной (колонна/колонный, Одесса/одесский)
4. Окончания прилагательных -ой/-ий(-ый) (молодой/новый)
5. О/е после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных и наречий (плащом/плачем, петушок/орешек)
6. Удвоенная согласная > одинарная согласная (кристалл/кристальный, финн/финка)
7. Корни с чередующимися гласными (скоч/скач, гар/гор)
8. И/ы (играть/сыграть, итог/подытожить)
9. Е/ё в корнях (лёд/ледок, вёз/везу)
Ограничения:
Ø Уже сработал слоговой принцип (сработала графика)
Когда написание зависит от характера предшествующих согласных, это говорит о применении слогового принципа графики (вод-а/земл-я, пис-ать/гул-ять)
Ø Есть исторические чередования звуков
Исторические чередования звуков приводят к разному буквенному обозначению одних и тех же морфем (маз-ать/маж-у), но это не затрагивает морфологический принцип, т.к. находится в сфере графики. В своей же сфере (обозначение звуков слабых позиций) орфография добивается единства: разновидности морфем, включающие в себя исторически чередующиеся звуки, обозначаются одинаково - по сильной позиции: маз-ать/мазь, маж-у/мажь.
Билет 12
Предмет фонетики как лингвистической дисциплины. Типы фонетик
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т. е. инвентарь звуковых единиц и особенности их функционирования.
Типы фонетик:
Ø общая / частная (конкретного языка, в данном случае - СРЛЯ)
Ø современная (синхроническая, в статике) / историческая (диахроническая, в динамике)
Ø сравнительно-историческая
Ø типологическая (сравнение типологических черт разных языков).
Билет 13
Система звуковых единиц. Функции звуковой стороны языка
Фонетика рассматривает четыре языковые единицы, принадлежащие к звуковому (“одноплановому”) уровню языка:
Сегментные (линейные):
1) фонема - “знак особого рода”, в речи – фон/звук;
2) слог – минимум произносительной силы;
Супрасегментные:
3) ударение – работает на слове,
4) интонация – работает на фразе.
Функции.
Всегда реализуются:
1) конститутивная (образующая)
2) опознавательная (перцептивная)
Не всегда:
3) дистинктивная (различительная)
(на этой функции базируется система фонем языка)
Билет 14
Артикуляторная фонетика. Устройство речевого аппарата человека. Практическая значимость артикуляторной фонетики
Артикуляторный (анатомо-биологический) аспект фонетики изучает устройство и работу речевого аппарата человека (при учете того, что роль всех артикуляторных органов как речевого аппарата является вторичной по отношению к их основным функциям).
Артикуляция гласных – свободное прохождение воздушной струи через речевой тракт. Согласных – наличие фокуса (локуса) - конкретного места образования преграды для более сильной, чем у гласных, воздушной струи.
ü Разлитое напряжение – одинаковое напряжение всех органов голосового аппарата.
Артикуляторные органы: - легкие +:
а) пассивные (опорные):
Ø твердое нëбо
Ø зубы
Ø альвеолы
б) активные (осуществляют опр. движения):
Ø все части языка
o кончик
o спинка (передняя, средняя, задняя)
o корень (не в РЯ)
Ø губы – для билабиальных и лабиодентальных.
Ø голосовые связки
o положения: 1) расслаблены и сдвинуты – глухие согласные; 2) сближены, разрываются воздушной струëй – сонанты и гласные; 3) сближены, есть щель – шепотная речь.
Ø фаукс (мягкое нëбо, нëбная занавеска) – для носовых.
Ø задняя стенка глотки (глотализованные звуки, не в РЯ)
Ø увула (язычок) (не в РЯ)
Ø (ротовая полость и нижняя челюсть)
Практическое значение арт. фонетики:
§ Лингводидактика (постановка произношения)
§ Логопедия (исправление речевых дефектов у детей)
§ Сурдопедагогика (для полуглухих людей)
§ Нейрофизиология
§ Дублирование фильмов
§ Система фонем
Билет 15
Акустическая фонетика. Основные акустические характеристики
Звуков речи. Практическая значимость
Акустический (физический) аспект рассматривает определенные характеристики, присущие звукам речи, которые, как и всякие звуки, являются колебательными движениями, передаваемыми через упругую среду и воспринимаемыми человеческим слухом.