Особенности работы по технологии ТРИЗ

  Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии.

Основной задачей использования ТРИЗ-технологий на занятиях в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:

- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;

- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать Игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;

- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?, Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о ….., а на следующем занятии узнаем, почему …..). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.

         Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной деятельности. Она выстроена из нескольких этапов:

1. этап (подготовительный)

2. этап (ознакомительный)

3. этап (изобретательный)

4. этап (синтеза)            

Методы составления сказок применяются на заключительном этапе синтеза и являются одними из самых сложных, но интересных упражнений, так как из одной и той же исходной сказки (сказок) может получиться много различных вариантов. На практике применяются следующие методы составления сказок:

- «Салат из сказок»;

- «Выкладывание карт»;

- «Маленькие человечки»;

- Сказка «наизнанку»;

- «Сказка в заданном ключе»;

- Мозговой штурм.

Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых - научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ и РТВ-технологий: построение занятия на одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

      Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное.  Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны. Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

       Учитывая это, занятия могут быть построены по следующим правилам:

1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.

3. Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

4. Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

5. Обязательна активизация творческого воображения.

В процессе проектирования занятий с детьми я придерживаюсь следующей последовательности:

а) Выбор темы занятия на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду». При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности.

б) Определение вида занятия (выбор определенной методики или комплексный вариант). Замечу, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия.

в) Формулировка программного содержания.

г) Выбор разнообразных инструментов обучения.

д) Составление конспекта.

 

      Для решения поставленных задач использую следующие методы ТРИЗа:  

     Метод «Мозговой штурм» (автор морской офицер Алекс Осборн).                       

     Круги Луллия (автор – Раймонд Луллий). Для определения уровня развития воображения и творческого мышления провожу тренинги в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).  

     Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»). Создание фантастического образа осуществляю в продуктивной деятельности используя морфологические тблицы (рисование, лепка, аппликация и т.д.).

     Творческие задачи. Активно использую алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ - литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач, которые использовала в своей работе.

     Типовые приемы фантазирования. Цель типовых приемов фантазирования: научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. Я разработала несколько игр с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения.

         

      Методы развития речи на основе дифференцированного подхода. 

           Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.

      Пособие «Гусеничка».

      Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

      Обучение составлению сравнений и загадок. При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца».

      Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры использу схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:

Параллельно работе по составлению загадок проводила обучение детей умению подбирать сравнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: