Лабораторная работа № 11

Тема: Исследование пластичности-ригидности по психомоторным признакам (по Кеттелу)

Цель: Определить пластичность, как одно из основных свойств нервных процессов, с помощью психомоторных показателей.

Основные теоретические положения. Пластичность – это способность нервных элементов перестраивать функциональные свойства под влиянием внешних факторов. Существуют синаптические, мембранные, молекулярные и морфологические механизмы пластичности. Пластичность нервных элементов является рабочим механизмом обучения.

Пластичность может проявляться как на уровне отдельной клетки, так и на уровне интегративной нервной деятельности (доминанта, мотивация, обучение, адаптация).

В основе способности приспосабливаться к условиям деятельности, которые изменяются, лежит свойство нервной системы пластичность-ригидность.

Когда говорят о высокой пластичности, это значит, что человек может легко переключаться с одного вида деятельности на другой, он легко обучается, легко изменяет алгоритм действий. Противоположной по полярности является ригидность. Такому работнику трудно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Методика. Исследуемому предлагается написать с максимальной скоростью разными способами одну и ту же фразу: «В поле уже тает снег». Весь эксперимент состоит из четырех этапов. На первом этапе исследуемый должен написать фразу обычным почерком. На втором печатными буквами. На третьем - с чередованием прописных и печатных букв. На четвертом – удвоенными буквами обычным почерком. На исполнение каждого этапа предоставляется 30 секунд. На рисунке показан образец исполнения задания.

Инструкция для выполнения первого этапа. «Вы должны за 30 секунд написать своим обычным почерком как можно больше фраз «В поле уже тает снег». Писать нужно так, чтобы каждая фраза занимала отдельную строку. Начнете писать после моей команды. После команды «Стоп» Вы должны прекратить работу на той букве, на которой эта команда прозвучала».

Экспериментатор дает команду исследуемому начать работу и включает секундомер. Через 30 секунд дается команда «Стоп». В большинстве случаев после выполнения задания исследуемый находится в возбужденном состоянии. Экспериментатор должен дать исследуемому время для того, чтобы он отдохнул и успокоился, а потом объяснить инструкцию к второму заданию.

Инструкция для выполнения второго этапа. «Сейчас Вы должны написать ту же фразу, в том же темпе, но только печатными буквами. Остальные требования к выполнению задания остаются предыдущими».

По команде экспериментатора исследуемый приступает к выполнению задания и по команде заканчивает его.

Инструкция к третьему этапу. «А сейчас выполним более сложное задание. Вы должны написать ту же фразу комбинированным способом – чередуя прописные и печатные буквы. То есть, первая буква должна быть прописной, вторая – печатная, третья – прописная, четвертая – печатная и т.д.».

Инструкция к четвертому этапу. «Сейчас будет последнее задание. Известную Вам фразу необходимо писать обычным почерком, но при этом каждая буква должна повторяться дважды. Темп не сбавлять. Все понятно? Начали!».

1. В поле уже тает снег В поле уже тает снег В поле уже тает снег 3.В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ
2. В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ В ПОЛЕ УЖЕ ТАЕТ СНЕГ 4.Вв ппооллее уужжее ттааеетт ссннеегг Вв ппооллее уужжее ттааеетт ссннеегг Вв ппооллее уужжее ттааеетт ссннеегг

Рис.1 – Пример выполнения задания при определении психомоторной пластичности-ригидности.

 

Обработка результатов. Для определения показателя пластичности-ригидности исследуемого сначала подсчитывается количество знаков (букв), написанных исследуемым на каждом этапе работы отдельно. Результат (сумма знаков) первого этапа принимается фоновым (Мф). Потом рассчитывается средний результат выполнения модифицированных заданий (второго, третьего, четвертого этапов):

Мср=(М234)/3

 

где: Мср – средний результат модифицированных заданий;

   М2 – результат второго этапа;

   М3 – результат третьего этапа;

   М4 – результат четвертого этапа.

Показателем пластичности-ригидности служит коэффициент ригидности (Р), который определяется как соотношение среднего результата выполнения модифицированных заданий (Мср) и результата выполнения фонового задания (Мф):

Р= Мср/ Мф

 

Коэффициент ригидности может изменяться в пределах от 0 до 1. Для визуального представления результата тестирования можно использовать шкалу с интервалом 0,1, в которой значения, близкие к нулю, обозначают ригидность, а близкие к 1 – пластичность. Результат с коэффициентом 0,5 считается средним.

Таблица 1

РИГИДНОСТЬ                    
ПЛАСТИЧНОСТЬ 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

 

Результаты анализируют, делают выводы.

Лабораторная работа № 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: