Цель работы: Исследовать подвижность нервных процессов и эффективность умственного труда в условиях переключения внимания.
Методика. В первой части инструкции экспериментатор объясняет исследуемым первый способ работы. После объяснения данного способа исследуемые в течении 2 минут выполняют практическую работу для закрепления в памяти правил выполнения задания и отработки необходимых навыков их использования. Полученные ряды чисел подчеркиваются, после чего исследуемые приступают к изучению второго способа сложения чисел. Объяснение второго способа работы тоже сопровождается иллюстрацией конкретного примера, который записывается на доске, и опять оканчивается письменным двухминутным выполнением задания. Задача исследуемых: запомнить и дифференцировать указанные способы сложения чисел.
Экспериментатор внимательно следит за тем, чтобы оба способа сложения и формы записи чисел были усвоены всеми исследуемыми. Определив с помощью контрольных вопросов, что они могут отличить один способ работы от другого, экспериментатор дает сигнал к началу выполнения задания. Способы работы по сигналу экспериментатора меняются каждую минуту, длительность выполнения всего задания – 10 мин.
Инструкция исследуемым. Перед вами ставится задача сложить два равнозначных числа по определенным правилам. Возьмем два числа, например, 1 и 5, напишем их одно под другим. Выполняем их сложение. Сумму запишем верхним числом, а под ним – верхнее число предыдущей пары:
1 | 6 |
5 | 1 |
Полученные числа опять слагаем и сверху напишем сумму, а под ней – верхнее число предыдущей пары:
1 | 6 | 7 |
5 | 1 | 6 |
Следующая сумма получается двухзначная – 13. В таких случаях записываем только единицы, а десятки отбрасываем. Число единиц пишем сверху как первое слагаемое, а под ним – верхнее число предыдущей пары «7» и т.д.
1 | 6 | 7 | 3 | 0 | 3 | 6 |
5 | 1 | 6 | 7 | 3 | 3 | 3 |
Обратите внимание, как записываются слагаемые, когда сумма заканчивается нулем.
Если у закончилась строка, переходите на следующую, переписывать последнюю пару нельзя. В новой строке сразу вверху записываем сумму, а внизу – предыдущее верхнее слагаемое.
Сделав несколько сложений, экспериментатор продолжает инструкцию: «Теперь попробуйте работать самостоятельно по возможности быстро и точно. Пишите вверху цифру «8», а внизу – «3». Начинаем». Исследуемые работают в течение 2 минут.
После этого следует перейти к объяснению второго способа.
«То, что Вы сейчас делали, условно называется первым способом работы. Вам нужно усвоить еще один, второй способ работы. Возьмем два числа, например, 1 и 5, их сумма равна 6. Записываем ее не рядом с верхним числом, как в первом способе работы, а рядом с нижним, а вверху записываем нижнее слагаемое предыдущей пары»:
1 | 5 | 6 |
5 | 6 | 1 |
Экспериментатор показывает второй способ работы, опять обращая внимание на правила записи двухзначных чисел.
«Попробуйте сейчас работать сами, действуя как можно быстрее и с большей точностью. Напишите вверху 8, а внизу 3. Складывайте их, используя второй способ. Начинайте!»
Исследуемые работают 2 минуты, а потом дается команда: «Закончить работу. Подчеркните строку!».
«Переходим ко второму этапу выполнения работы. Предлагается 2 числа. Начните складывать их первым способом. По команде «Второй способ!» Вы поставите в строке вертикальную черту и будете продолжать вторым способом. Переписывать последнюю пару чисел за чертой нельзя, нужно сложить их устно, а за чертой поставить числа уже другим способом. По команде «Первый способ!» Вы опять поставите черту и измените способ работы. Так будет продолжаться несколько раз. Работать нужно как можно быстрее, но без ошибок. Если возникают затруднения, найти ошибку и продолжать работу. Вопросы есть?»
Для упрощения обработки материала в качестве исходных пар чисел для выполнения основного задания целесообразней использовать: 8 и 7, 5 и 9, 2 и 3, 9 и 2, 5 и 3, 5 и 8, 9 и 9, 6 и 9.
Обработка и анализ результатов. Проверку можно упростить, если учитывать следующую закономерность: сумма двух рядом стоящих чисел в строке равна третьему числу, которое стоит после них. Закономерность проявляется до вертикальной черты. Подсчитывается количество сложений и ошибок в процессе выполнения тренировочного и основного задания. Вычисляется также средняя скорость работы в тренировочном и основном заданиях.
При обработке материалов учитывается не только точность, но и скорость работы. Подсчитывается количество операций, которые выполнил исследуемый в течение тренировочных заданий, и количество операция во время выполнения зачетной серии. Среднее количество операций, выполненных исследуемым за 1 минуту в тренировочной серии, когда он работает без переключения внимания, характеризует продуктивность его работы без переключения и обозначается «е». Среднее количество операций, которую он выполнил за 1 минуту в основной серии задания, показывает его продуктивность работы в условиях частого переключения с одного вида на другой и обозначается буквой «Е». Этот показатель свидетельствует о подвижности психических процессов.
Получив в процессе обработки материала данные о скорости и продуктивности работы исследуемых, а также данные о ее качестве, можно определить следующие показатели переключения внимания исследуемого:
1) степень переключения внимания (ПУ=Е/е);
2) скорость протекания психических процессов, Е;
3) уровень стойкости переключения внимания.
На основании статистической обработки данных введены соответствующие шкалы оценок.
Уровень стойкости переключения внимания – это оценка, которая представляет собой интегративный показатель переключения внимания, учитывает и соединяет в себе и скорость, и качество работы в условиях частого переключения и рассчитывается по формуле:
где Do – коэффициент проявления стойкости переключения внимания;
Е – величина, которая характеризует продуктивность работы в условиях переключения внимания;
Moc – среднеарифметическое число ошибок сложения за 1 мин.;
Non – количество групп операций, в которых допущены ошибки переключения.
Таблица 11 – шкала оценок полученных показателей
ПУ | Е | Do | Уровень |
0,33-0,79 | 4,7-11,6 | 0,54-8,39 | низкий |
0,80-0,90 | 11,7-14,7 | 8,40-12,53 | средний |
0,91-1,00 | 14,8-17,9 | 12,54-16,18 | высокий |
1,01-1,33 | 18,0-27,2 | 16,19-25,02 | очень высокий |
Результаты анализируют, делают выводы.