Внеурочная деятельность по предмету

Внеурочная работа по предмету – это важная составляющая часть школьного образовательной деятельности, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников. При правильном проведении она не только способствует углублению знаний и развитию интереса к предмету у учащихся, но и оказывает на них воспитывающее воздействие, развивает творческую активность, помогает педагогу выявить одарённых детей, в полной мере осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Внеурочная деятельность направлена на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования и организуется по направлениям развития личности, из которых для филологического образования являются значимыми духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Они могут быть реализованы в следующих формах: филологические студии, научно-практические конференции, школьные научные общества учащихся, олимпиады, исследовательские, творческие, игровые и др. проекты и т. д.

Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Направления и формы внеурочной деятельности осуществляются на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений в целях обеспечения их индивидуальных потребностей.

Внеурочная деятельность организуется с классом, группой ОБУЧАЮЩИХСЯ с целью обеспечения их индивидуальных потребностей и интересов.

Одним из вариантов организации и содержательного наполнения внеурочной деятельности на основе предметного материала может быть проектная работа школьников. Проект имеет свои цели, формы организации деятельности в зависимости от типологии проекта (творческий, исследовательский, игровой, практико-ориентированный), формы представления результатов работы над проектом (конечного продукта проекта). Проект может основываться как на содержании одного предмета (монопроект), так и нескольких предметов (межпредменый проект). Использование метода проектов требует от учителя умения планировать проектную работу учащихся, продумывать сроки, формы, методы и критерии итогового и промежуточного контроля. В зависимости от содержания проекты могут быть как краткосрочными (рассчитанными на 1-2 недели), так и долгосрочными (от 1 месяца до 1-2 лет). Организация внеурочной деятельности с помощью метода проектов позволяет вовлекать в работу над проектом как учеников из одного, так и из разных классов. Типология проекта определяется исходя из проблематики и запланированного результата проекта.

План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности, содержательно относящиеся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение не предметных, а личностных и метапредметных результатов.

Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. С этой целью могут быть реализованы курсы внеурочной деятельности, содержание которых разрабатывается на основе междисциплинарных программ, например:

- Формирование учебно-исследовательской культуры в процессе филологического образования;

- Смысловое чтение как основа функциональной грамотности

- Виды и способы информационной переработки текста

Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность на основе ГОС, предполагает реализацию программ факультативных и элективных курсов по предмету.

С профильными программами по литературе, с программами элективных курсов можно ознакомиться на сайте ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» (раздел «Программы»)

https://www.donippo.org/programm/

Работа с одарёнными учащимися в области литературы может быть организована в рамках научного общества учащихся, кружковой деятельности, а также на базе учреждений дополнительного образования.

В связи с этим рекомендуются следующие формы деятельности: подготовка к олимпиадам разного уровня и предметным конкурсам; подготовка учащихся к научно-практическим конференциям; проектная деятельность. Одаренность в области учебного предмета «Литература» может быть проявлена как интеллектуальная и творческая. В первом случае учащиеся проявляют способности к созданию художественных текстов, во втором случае – проявляют эрудицию в области знания художественных текстов, авторских биографий, литературных направлений или проявляют способности к литературоведческому анализу текста. Работу с одаренными учащимися целесообразно планировать, учитывая её особенности и направленность. Творческая одаренность – участие в творческих конкурсах, интеллектуальная одаренность в области эрудиции – олимпиады по литературе, викторины, предметные конкурсы по литературе, интеллектуальная одаренность в области литературоведения – проектная деятельность, участие в научно-практических конференциях различного уровня.

Важным этапом внеурочной деятельности по литературе является участие талантливых детей в олимпиадном движении. В 2019-2020 уч. году два этапа олимпиады юных литературоведов: межлицейский и Республиканский, стали знаковыми событиями Года русского языка.

 

В 2020-2021 учебном году будут работать экспериментальные площадки по предмету на базе Муниципального общеобразовательного учреждения "Амвросиевская школа №6" Амвросиевский район Донецкой Народной Республики, Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 16 города Макеевки», Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа№77 города Донецка»

 

Основными задачами методической работы в 2020/2021 учебном году являются:

· актуализация и углубление предметных знаний учителей, совершенствование методики преподавания литературы, овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями;

· совершенствование образовательного процесса по литературе с учетом рекомендаций по результатам изучения качества общего среднего образования;

· включение учителей в деятельность по освоению способов реализации универсальных учебных действий в преподавании предмета, воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий;

· методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;

· информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по литературе, новинках педагогической литературы.

Приложение№1

Структура тестовых заданий имеет следующий вид:

· Задания первого уровня на дополнения (ответом может быть слово, несколько слов или словосочетание.

· Задания второго уровня на выбор правильных/множественных ответов содержат тесты с множественным выбором, т.е. на выбор трёх правильных ответов из шести предложенных.

· Задания третьего уровня на установление соответствия требуют установления соответствия между первой и второй частью задания, для этого необходимо соотнести левую и правую часть задания (цифру с буквой) и выбрать правильные ответы, которые и записать в бланк. Обратите внимание на то, что соответствий должно быть четыре.

  • Задания четвёртого уровня на установление последовательности предлагают установить последовательность хода событий, чувств, явлений, хронологий и т.д. и записать правильный ответ в бланк. Обратите внимание на то, что букв в цепочке должно быть шесть.

 

Приложение№2

 

Образец проверочной тестовой работы 6 класс (зарубежная литература)

 

І. Установи соответствие между цитатами и названиями произведений:

А)«К берегу моря крутому

Их привели на допрос,

Но ни один из пленных

Слова не произнёс»

А) Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Б) «Теперь с корабля было взято решительно всё, что под силу поднять одному человеку. Остались только громоздкие вещи, за которые я и принялся в следующий раз»

Б) М.Твен. «Приключения Тома Сойера»

В) «Розы цветут… красота, красота!

Скоро узрим мы Младенца Христа»

В) Джек Лондон. «Сказание о Кише»

Г) «Он весело зашагал по улице, и рот его был полон сладкой музыки, а душа была полна благодарности»

Г) Р. Стивенсон. «Вересковый мёд».

Д) «И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая старая старуха получали справедливую долю…»

Д)Х. Андерсен. «Снежная королева»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: