5. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации «Об образовании», под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
6. В своей деятельности Служба исходит из необходимости постановки как образовательных, так и социальных целей системы образования...
7. Целью Службы является содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
8. К основным задачам Службы относятся:
• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей... на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
|
|
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
• психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей...;
• психологическая экспертиза профессиональной деятельности
специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
• подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
• содействие распространению и внедрению в практику образования достижений психологической науки;
• научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.
III. Организационная структура деятельности службы
9. В деятельности Службы выделяются три вида практической психологической помощи: первичная, квалифицированная и специализированная.
10.Первичная помощь в образовательных учреждениях различных типов и видов осуществляется педагогом-психологом или группой специалистов с его участием.
11. Квалифицированная помощь оказывается в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрах), на районном или городском (муниципальном) уровне...
|
|
12.Специализированная помощь осуществляется сетью профи
лированных центров и служб, организованных на местном (муници
пальном) уровне или на уровне субъекта федерации по существующей
потребности. Специализированная помощь может быть организована
на межведомственной основе...
IV. Основные направления деятельности службы
13. Научное— изучение во взаимодействии с научными органи
зациями, учреждениями, их подразделениями закономерностей раз
вития и формирования личности с целью разработки способов, средств
и методов профессионального применения психологических знаний в
условиях современной системы образования.
Научное направление предполагает разработку методологических основ деятельности службы практической психологии образования.
14. Прикладное — проектирование образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, подготовку учителей, педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и т. п.
Прикладное направление предполагает подготовку психологических кадров, разработку программ подготовки и переподготовки; повышения квалификации, создание учебных пособий и др.
15. Практическое— непосредственная работа педагога-психолога в образовательных учреждениях системы образования, специализированных психологических кабинетах и центрах.
Практическое направление осуществляется педагогами-психологами системы образования, непосредственная задача которых — работа с детьми, родителями (их законными представителями), учителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения, студентами, преподавателями и др.
В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, подростков и молодежи, их интересов, способностей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реализуется специалистами соответствующей квалификации.
16. Развитие прикладного и практического направлений Службы в значительной степени зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, формирующего основные виды деятельности Службы. Именно на основе этой базы создается концепция службы практической психологии в системе образования и решаются актуальные проблемы практики.