II. Цели и задачи службы

5. В соответствии со ст. 1.1 закона Российской Федерации «Об образовании», под образованием в настоящем Положении понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах чело­века, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством об­разовательных уровней (образовательных цензов).

6. В своей деятельности Служба исходит из необходимости поста­новки как образовательных, так и социальных целей системы образо­вания...

7. Целью Службы является содействие в создании в образова­тельном учреждении социальной ситуации развития, соответствую­щей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

8. К основным задачам Службы относятся:

 

• содействие личностному и интеллектуальному развитию детей... на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самоопределению и саморазвитию;

• содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

• психологическое обеспечение образовательных программ с це­лью адаптации их содержания и способов освоения к интеллекту­альным и личностным возможностям и особенностям обучаю­щихся, воспитанников;

• психологический анализ социальной ситуации развития в образо­вательных учреждениях, выявление основных проблем и опреде­ление причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

• профилактика и преодоление отклонений в социальном развитии детей...;

• психологическая экспертиза профессиональной деятельности
специалистов, образовательных программ и проектов, учебно-ме­тодических пособий;

• подготовка и создание условий психолого-педагогической преем­ственности при переходе со ступени на ступень в процессе непре­рывного образования;

• содействие распространению и внедрению в практику образова­ния достижений психологической науки;

• научно-методическое обеспечение деятельности специалистов системы образования.


III. Организационная структура деятельности службы

9. В деятельности Службы выделяются три вида практической психологической помощи: первичная, квалифицированная и специа­лизированная.

10.Первичная помощь в образовательных учреждениях различ­ных типов и видов осуществляется педагогом-психологом или груп­пой специалистов с его участием.

11. Квалифицированная помощь оказывается в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрах), на районном или го­родском (муниципальном) уровне...

12.Специализированная помощь осуществляется сетью профи­
лированных центров и служб, организованных на местном (муници­
пальном) уровне или на уровне субъекта федерации по существующей
потребности. Специализированная помощь может быть организована
на межведомственной основе...





IV. Основные направления деятельности службы

13. Научное— изучение во взаимодействии с научными органи­
зациями, учреждениями, их подразделениями закономерностей раз­
вития и формирования личности с целью разработки способов, средств
и методов профессионального применения психологических знаний в
условиях современной системы образования.

Научное направление предполагает разработку методологичес­ких основ деятельности службы практической психологии образова­ния.

14. Прикладное — проектирование образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических осно­ваний дидактических и методических материалов, подготовку учите­лей, педагогов, воспитателей, педагогов-психологов и т. п.

Прикладное направление предполагает подготовку психологичес­ких кадров, разработку программ подготовки и переподготовки; по­вышения квалификации, создание учебных пособий и др.

15. Практическое— непосредственная работа педагога-психоло­га в образовательных учреждениях системы образования, специали­зированных психологических кабинетах и центрах.

Практическое направление осуществляется педагогами-психоло­гами системы образования, непосредственная задача которых — рабо­та с детьми, родителями (их законными представителями), учителями, воспитателями, администрацией образовательного учреждения, сту­дентами, преподавателями и др.

В рамках практического направления обеспечивается изучение особенностей детей, подростков и молодежи, их интересов, способнос­тей и склонностей с целью реализации принципа индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, оказания помощи в про­фессиональном и личностном самоопределении.

Каждое из указанных направлений решает свои задачи и реали­зуется специалистами соответствующей квалификации.

16. Развитие прикладного и практического направлений Службы в значительной степени зависит от развития ее научного направления, определяющего основную теоретическую базу, формирующего основ­ные виды деятельности Службы. Именно на основе этой базы созда­ется концепция службы практической психологии в системе образо­вания и решаются актуальные проблемы практики.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: