Деятельность выполняется как последовательность операций, задаваемых наставником. При этом успешность их выполнения определяется уровнем развития отдельных профессионально важных качеств (умение мобилизовать себя, навыки произвольного внимания, умение грамотно и логично излагать свои мысли, навыки эффективной коммуникации и др.).
К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на данном этапе, относятся: боязнь группы детей и педагогической ошибки, которые преодолеваются в процессе получения позитивного опыта общения с другими сотрудниками и детьми, повышения профессионализма молодого педагога.
К основным средствам, применяемым в процессе осуществления наставничества на данном этапе, относится обеспечение условий для «вхождения» молодого воспитателя в педагогический коллектив детского сада. В частности, это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива.
|
|
К ним относятся:
• внимание заведующего детского сада, методиста и психолога ДОУ к поддержанию организационной культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы;
• моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;
• определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;
• использование организационных символов, обрядов и их систем, усиливающих самоопределение молодых сотрудников
ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллектива.
К обрядам, в которых молодой воспитатель принимает участие наравне с опытными членами педагогического коллектива, относятся:
• обряд «посвящения» в организационной культуре коллектива — один из типов обрядов коллектива, который формирует чувство причастности нового сотрудника к коллективу, приобщает к его ценностям. Например, после представления нового сотрудника на педагогическом совете ДОУ его сотрудниками организуется чаепитие в методическом кабинете с просмотром фотографий, посвященных значимым событиям из жизни детского сада.
• обряд «исторический» — один из типов обрядов коллектива, который обеспечивает преемственность организационной культуры, формирует чувство причастности к ней. Например, торжества, связанные с юбилейными датами и
другими эпохальными событиями в деятельности детского сада.
• обряд единения — один из типов обрядов коллектива, который способствует «смягчению» статусных различий сотрудников ДОУ, символизирует общность всех звеньев управления. Например, торжество, связанное с концом учебного или
календарного года.
|
|
В процессе подобного общения молодых и опытных воспитателей, логопедов, дефектологов создаются условия для «присвоения» ими ценностей и традиций ДОУ, сплочению педагогического коллектива. С этими целями на одном из педагогических советов ДОУ можно обсудить материалы, связанные с проблемами адаптации молодых сотрудников ДОУ и налаживания их взаимодействия с педагогическим коллективом.
Задачей психолога при этом будет психологическое просвещение сотрудников, касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке. Например, психолог может дать шуточный тест для воспитателей, а потом провести беседу по поводу сформированности у молодых специалистов «Образов себя» как идеального и реального педагога.