I стадия формирования педагогической деятельности

Деятельность выполняется как последовательность опера­ций, задаваемых наставником. При этом успешность их вы­полнения определяется уровнем развития отдельных профес­сионально важных качеств (умение мобилизовать себя, навыки произвольного внимания, умение грамотно и логично излагать свои мысли, навыки эффективной коммуникации и др.).

К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональ­ной деятельности на данном этапе, относятся: боязнь группы де­тей и педагогической ошибки, которые преодолеваются в процес­се получения позитивного опыта общения с другими сотрудника­ми и детьми, повышения профессионализма молодого педагога.

К основным средствам, применяемым в процессе осуще­ствления наставничества на данном этапе, относится обеспече­ние условий для «вхождения» молодого воспитателя в педаго­гический коллектив детского сада. В частности, это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива.

К ним относятся:

• внимание заведующего детского сада, методиста и психоло­га ДОУ к поддержанию организационной культуры, реак­ция на критические ситуации и организационные кризисы;

• моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;

• определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;

• использование организационных символов, обрядов и их си­стем, усиливающих самоопределение молодых сотрудников
ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллек­тива.

К обрядам, в которых молодой воспитатель принимает уча­стие наравне с опытными членами педагогического коллекти­ва, относятся:

обряд «посвящения» в организационной культуре коллек­тива — один из типов обрядов коллектива, который формирует чувство причастности нового сотрудника к коллекти­ву, приобщает к его ценностям. Например, после представ­ления нового сотрудника на педагогическом совете ДОУ его сотрудниками организуется чаепитие в методическом кабинете с просмотром фотографий, посвященных значи­мым событиям из жизни детского сада.

обряд «исторический» — один из типов обрядов коллек­тива, который обеспечивает преемственность организаци­онной культуры, формирует чувство причастности к ней. Например, торжества, связанные с юбилейными датами и
другими эпохальными событиями в деятельности детско­го сада.

обряд единения — один из типов обрядов коллектива, кото­рый способствует «смягчению» статусных различий сотруд­ников ДОУ, символизирует общность всех звеньев управле­ния. Например, торжество, связанное с концом учебного или
календарного года.

В процессе подобного общения молодых и опытных воспи­тателей, логопедов, дефектологов создаются условия для «при­своения» ими ценностей и традиций ДОУ, сплочению педагоги­ческого коллектива. С этими целями на одном из педагогиче­ских советов ДОУ можно обсудить материалы, связанные с проблемами адаптации молодых сотрудников ДОУ и налажи­вания их взаимодействия с педагогическим коллективом.

Задачей психолога при этом будет психологическое про­свещение сотрудников, касающееся формирования у них меха­низмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке. Например, психолог может дать шуточный тест для воспитателей, а потом провести беседу по поводу сформированности у молодых специалистов «Образов себя» как идеального и реального педагога.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: